Чтобы
стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать наследственностью –
утха («шаманский корень»), т.е. иметь предка-шамана. Подтверждением его
избранности являлся какой-либо отличительный знак на теле – тэнгэрийн тэмдэг
(«божественная отметина»): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы,
странности в поведении. Считалось, что истинный шаман должен был иметь лишнюю
кость и что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, могут
сделаться хорошими шаманами. Стать шаманом по желанию было невозможно. Духи
приходили к избранным сами, не подчиняясь ничьей воле. За время своей жизни
шаманы в зависимости от своих способностей получали посвящения. Степеней
посвящения у сибирских шаманов насчитывалось девять. В зависимости от звания
шаман мог иметь свой бубен, железную корону, боевой плащ и проводить все более
сложные обряды. Самое высокое звание – заарин (9-е посвящение) было редкостью
уже в XIX в. Чтобы убедить зрителей в своих духовных силах, шаман девятого
посвящения мог возноситься в воздух и парить над кронами деревьев. Первые
шаманы, согласно древним преданиям, действительно летали в облаках на своих
конях и совершали чудеса, которые их потомки повторить не могут.
Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно
помощник более известного шамана. Мог только совершать возлияния молоком или
чаем простым духам, ублажая их, чтобы они не препятствовали чему-нибудь.
Вторая ступень: Дуhалгын-боо (имеющий право обращаться к духам огня, эжинам
местности и духам предков). Мог совершать возлияния вдобавок к молоку и чаю
тарасуном и топленым маслом.
Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более высоким духам – хаатам
и брызгать вверх). Он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном.
Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у священного
места и имеющий право делать жертвоприношения всем духам, которых знал. Ему
разрешалось делать жертвоприношения как белым, так и черным или любой другой
масти бараном.
Пятая ступень: Хэсэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить в транс). Мог
совершать шаманское путешествие для исцеления души больного и делать
жертвоприношения бараном или козлом любой масти всем хаатам, заянам и эжинам.
Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими копытами).
Имел право делать жертвоприношения конем, быком. Умел впускать в себя духа онго
без бубна и без призываний, лишь немного сосредоточившись.
Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ
с железной накидкой). Имел право делать все необходимые обряды и посвящал в
шаманы начинающих. Мог иметь до трех бубнов. Только после седьмого посвящения
шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов.
Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и
бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов.
Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских
обрядов. Мог вызывать дождь и ветер.
Девятая ступень: Заарин-боо (высший сан посвящения, познавший истину в
шаманизме). Мог быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса,
в т.ч. левитировать – подниматься в состоянии онго выше верхушек деревьев,
пророчествовать и свободно общаться со всеми духами и путешествовать между всеми
мирами.