туризм и отдых на озере Байкал
Байкал
Материалы о Байкале (флора, фауна, населенные пункты, парки и заповедники, туризм и мн. др.).
Гидрология Байкала
Реки Байкала
Флора Байкала
Фауна Байкала
Иркутская область
Республика Бурятия
Населенные пункты
Национальные парки и заповедники
Туризм и отдых
История и легенды
Гринпис на Байкале
Достопримечательности

Автомобильный маршрут на Малое море


Автомобильный маршрут на Малое мореПротяженность маршрута – 600–700 км. Автозаправочные станции (АЗС): Иркутск, 13 км, Хомутово (23 км), Усть-Орда (65 км), Ользоны (105 км), Баяндай (128 км), Петрово (69 км), Еланцы (75 км), МРС, других АЗС на берегу Малого моря нет.

Шиномонтажная мастерская: Баяндай (130 км), пос. Еланцы.

Продолжительность автомобильного путешествия – 2–4 дня. Возможны два варианта автомобильного маршрута - по острову Ольхон или по берегу Малого Моря до с. Онгурены.


ПО ОСТРОВУ ОЛЬХОН
Первый день. Иркутск – остров Ольхон (пос. Харанцы, 298 км), время в пути с паромной переправой на остров Ольхон 5–6 часов. Посещение Шаман-мыса вблизи пос. Хужира и краеведческого музея в поселке.

Второй день. Однодневная поездка на северную оконечность острова Ольхон (около 40 км в одну сторону) с посещением мраморного мыса Саган-Хушун, пешеходная прогулка в горы из пади Узур и на северную оконечность острова – мыс Хобой.

Третий день. Возвращение в Иркутск. Общий пробег 700–800 км.


ПО МАТЕРИКОВОЙ ЧАСТИ МАЛОГО МОРЯ ДО ПОС. ОНГУРЕНЫ
Первый день. Иркутск – залив Мухор (250 км) – Тонкий мыс (58 км). Ночевка в туристическом приюте «Енхок». Русская баня.

Второй день. Урочище  «Енхок» – местность Зама – с. Онгурен – урочище «Енхок» (80 км). Конная прогулка в горы из приюта «Енхок».

Третий день. Возвращение в Иркутск.

Малое Море и остров Ольхон остаются самым притягательным местом для летнего отдыха на автомобиле. Теплая вода заливов с песчаными пляжами и бурный рост частных туристических приютов и баз привлекают сюда на отдых все больше горожан. В южной части Малого моря, в теплом заливе Мухор, уже не осталось бухт, берега которых были бы не застроены кемпингами и турбазами. В самые жаркие летние дни, в июле–августе, на пляжах залива Мухор отдыхающих собирается не меньше, чем в городских парках города. Палаточные лагеря отдыхающих образуют кучные и шумные поселения. Для поиска уединения автомобили с отдыхающими предпочитают проезжать по побережью Малого Моря дальше на север, где еще сохраняется тишина дикой природы.

ИРКУТСК – БАЯНДАЙ (128 км, асфальт). До берега Малого Моря от Иркутска можно доехать за 3,5–4 часа непрерывного движения. До Баяндая ведет хорошая асфальтированная дорога с интенсивным движением, это расстояние обычно проезжают без остановок за 1,5–2 часа.

На 33 км справа от дороги расположен спортивный аэродром «Добролет». Здесь можно арендовать вертолеты Ми-2, самолеты типа Як-52 или совершить прыжки с парашютом.

Сразу за аэродромом (34 км) можно повернуть в пос. Оек (объезд через Оек – 8 км). Сюда целесообразно заехать, если туристы хотят быстро позавтракать или купить какие-либо продукты. В центре поселка компактно расположены продовольственный магазин, универмаг, рынок, кафе и столовая.

На 51 км справа от дороги установлены стилизованные бурятские столбы для коновязи – сэргэ. Такие столбы устанавливались вблизи юрт, а также в местах, где совершались подношения духам. С культовыми местами связана традиция, сохранившаяся от древних обрядов жертвоприношения, преподносить духам местности дары в виде пищи, табака, монет, угощать их спиртным – надо «капнуть», «брызнуть», чтобы в пути сопутствовала удача.

На 65 км слева от дороги останется большой пос. Усть-Орда – центр Бурятского автономного округа. Перед въездом в поселок (63 км) слева, в 1,5 км от тракта, находится построенный в 1991 г. Усть-Ордынский дацан. На развилке дорог – монументальная скульптура бурятского всадника на коне.

Государственный национальный музей Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Пос. Усть-Ордынский. Экспозиция музея знакомит с самобытной культурой бурят – обычаями, традициями, шаманизмом. В музее работает сувенирный киоск, где можно приобрести изделия национального прикладного искусства.

На горе Манхай, расположенной в 13 км от пос. Усть-Ордынского вверх по течению Куды, располагаются ближайшие к Иркутску наскальные рисунки. На скалах этой горы сохранилось более 100 рисунков различного размера и различной давности. Их сюжеты весьма разнообразны: облавная охота, сцены скотоводческой жизни, фигуры шаманов, всадников, воинов со знаменами. Имеется уникальное изображение войлочной юрты, внутри которой нарисованы четыре человеческих фигуры. На вершине горы Манхай в древности находилось древнетюркское городище, обнесенное каменной стеной. Большая часть рисунков датируется специалистами VI–XI вв. и принадлежит древним курыканам.

В Баяндае (128 км) лучше залить в канистру резервный бензин, т.к. бывают случаи, когда в Еланцах из-за отсутствия электроэнергии или по другим причинам не работает автозаправочная станция. Здесь же имеется шиноремонтная мастерская.

Питание. Позная и кафе на 128 км расположены напротив бензозаправочной станции. Работают круглогодично. В меню – бурятские позы, чебуреки, шницель, чай с молоком.

БАЯНДАЙ – БЕРЕГ МАЛОГО МОРЯ (МРС) (асфальт и частично гравийная дорога, 120 км). Дорога до Малого Моря большей частью асфальтированная: от пос. Баяндая до пос. Куреть (57 км) и за пос. Еланцы с 69 по 96 км. Ежегодно асфальтированное полотно увеличивается. Гравийный участок составляет около 10 км.

На 22 км - перевал, граница Ольхонского района. Традиционное место для короткой остановки. Здесь летом работает передвижное кафе, можно приобрести напитки, печенье и шоколад. В этом месте можно увидеть многочисленные ленточки на ветках и стволах деревьев. Обычай связан с древним обрядом поклонения эжинам, хозяевам и духам местности.

Справа и слева от дороги (30 км) тянется обширный массив девственной тайги с могучими елями и лиственницами. Район богат ягодниками голубицы и зверем.

На 47 км в дер. Косая Степь есть поворот в пос. Бугульдейка (44 км), расположенный на берегу Байкала. Около деревни нет удобных для ночлега мест, поэтому лучше сразу перед Бугульдейкой мимо мраморного карьера подняться в гору. Отсюда ведет лесная дорога через с. Таловка в пос. Еланцы (40 км), можно проехать вдоль Байкала по горам. Во многих местах (Маритуй, мыс Крестовский, скала Саган-Заба, залив Бирхин, залив Усть-Анга) есть удобные спуски к воде. На побережье, от мыса Крестовского до залива Усть-Анга, автотуристов летом мало (исключение составляет залив Бирхин, куда легко проехать через пос. Анга).

По дороге через деревни Косая Степь, Куртун, Малое Голоустное (186 км) можно вернуться в Иркутск, но этот путь длиннее и гравийная дорога хуже. А тем, кто едет первый раз, трудно будет ориентироваться на одинаково накатанных развилках лесных дорог между Куртуном и Малым Голоустным. На этом маршруте запоминается дорога по Куртунскому ущелью, которое известно пещерами и загадочными наскальными изображениями геометрических фигур: круга, дуги, комбинации черточек.

На ручье Курейка (60 км) можно свернуть перед мостом вправо и немного проехать по долине. Там есть удобное место с дровами и водой для быстрого приготовления обеда.

ЕЛАНЦЫ, пос. (75 км) Районный центр Ольхонского района. В поселке насчитывается 1214 усадеб и проживает 3972 жителя (на 1 января 1998 г.). Здесь расположена дирекция Маломорского участка Прибайкальского национального парка. В летнее время на выезде из поселка устанавливается шлагбаум, и за въезд на территорию национального парка взимается плата.

Это последняя возможность заправиться бензином, на берегу Малого Моря автозаправочных станций нет. За мостом через р. Ангу на 85 км находятся три стилизованных столба сэргэ с большим количеством привязанных матерчатых лент.

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Пенкальского, 10. Работает с 10.00 до 18.00. Основан в 1994 г. В экспозиции представлены предметы быта русских и бурят, проживавших в прошлом в Ольхонском районе. В восьмигранной деревянной бурятской юрте развернута экспозиция «Жилая бурятская юрта XVII–XIX вв.». Среди редких экспонатов – бронзовая скульптура бурятского богатыря на лошади и предметы декоративно-прикладного искусства бурятских мастеров прошлого века. Директор музея – практикующий шаман В. Хагдаев, может увлекательно рассказать об обычаях и верованиях бурятского народа. В музее работает книжный киоск, в ассортименте его краеведческая литература и путеводители по Ольхонскому району.

Питание. Кафе «Бригантина», деревня Петрово (68 км), справа от дороги. Построено осенью 1999 г. Работает без перерыва и выходных с 9.00 до 23.00 зимой и с 8.00 до 24.00 летом. Вам предложат бурятские национальные блюда: позы, чебуреки, пельмени и т.д. Рядом с кафе построена бурятская юрта – кафе «Бурятская кухня», в которой могут в вашем присутствии приготовить на огне очага бурятское национальное блюдо – бухулер (мясо барана).

Кафе «Ольхонские ворота» расположено на въезде в пос. Еланцы, справа от дороги после бензозаправочной станции. Уютный современный зал в охотничьем стиле, отделанный кафелем чистый туалет и умывальник с горячей водой, негромкая музыка в общем зале. В меню традиционный набор блюд русской кухни. Здесь последняя возможность в пути на Байкал сытно пообедать в комфортных условиях. Работает без обеда и выходных с 9.00 до 24.00.


13. НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ НА ГОРЕ САХЮРТЭ

В 5 км от пос. Еланцы на левом берегу р. Анга на безлесной горе Сахюртэ (Кремневая гора) сохранились древние наскальные рисунки и городище. Рядом расположено небольшое озеро Хурай-Нур, по преданию в нем обитали священные лебеди, считающиеся прародителями всех хори-бурят. По старинным шаманским преданиям ангинских бурят, супружеская чета Сарма саган нойона опустилась на остров Ольхон. В поисках удобного места для проживания они пришли на гору Сахюртэ в долине реки Анги, место им понравилось. Они сделали свои изображения на скалах и остались здесь жить. Среди шести человеческих фигур на скале есть изображение фигуры с большим животом – Сахюрша саган хатана (Кремнистая Белая госпожа).

Наскальные рисунки на горе Сахюртэ находятся в четырех местах на гладкой поверхности выступов белого, серого и розового мраморовидного известняка. Размер рисунков от 10 до 50 см. По данным археологической экспедиции Иркутского государственного университета под руководством П. Хороших, давность наскальных рисунков различна.

Первая, наиболее древняя, группа рисунков находится на скале, сложенной из белого мраморовидного известняка, на высоте более 100 м над уровнем р. Анги. Рисунки занимают площадь более 8 м2 и сделаны глубоким сплошным высеканием фигур. Центральное место занимает сцена охоты на коз, маралов и лосей. Охотники вооружены луками со стрелами. Возраст рисунков более 2000 лет.

Вторая группа расположена в 150 м на северо-запад от первой группы на гладкой поверхности серого мраморовидного известняка. Рисунки изображают всадников, стреляющих из лука косуль, яка, сцену встречи охотничьей собаки с медведем. Эта группа рисунков относится примерно к VI–X вв.

Третья расположена в 160 м на северо-восток от первой. Рисунки нанесены легкой резьбой на небольшом выступе серого мраморовидного известняка и изображают условный знак в виде неправильного шестиугольника с линиями внутри.

Четвертая группа рисунков сохранилась на гладкой поверхности большой плиты, упавшей со скалы и сейчас расположенной у самой подошвы горы Сахюртэ. На ней высечены фигуры сохатых, коз, маралов, лошадей и быков.

ИЗ КНИГИ П.П. ХОРОШИХ «ПО ПЕЩЕРАМ ПРИБАЙКАЛЬЯ»: «Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 м над уровнем р. Анги. Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 м2. Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны.

Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак. Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и бегущая собака. Фигуры маралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально, с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных. Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни.

В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица – гагара. На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные. Часть изображений незакончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным (возможно, с медведем). Большой интерес представляет фигура кулана-джегетая, она указывает на то, что это животное обширных открытых пространств Монголии когда-то водилось и в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также  высеченными изображениями куланов, сохранившимися в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500-2200 лет. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVIII в.».

На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая сигнальная вышка. Примерно в 3 км на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде.


14. ГОРА ЕХЕ ЁРДОЙ

ЁРДЫНСКИЕ ИГРЫ – межрегиональный этнокультурный фестиваль, в старину – общебурятские игрища вокруг священной горы Ехе Ёрдой (пос. Еланцы). Праздник после векового перерыва был возрожден в 2000 г. и проводится один раз в четыре годы. 23–25 июля 2004 г. состоятся вторые в этом веке Ёрдынские игры.

Гора находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги недалеко от пос. Еланцы (8 км). Она одиноко возвышается среди ровной поверхности долины и из-за правильной куполообразной формы издалека может быть принята за искусственный насыпной курган. На самом деле гора высотой 40–42 м сложена громадными гранитными плитами, вросшими в землю сопки. По мнению геологов, на ней нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное происхождение. Нет и на ее вершине или рядом характерных обо – культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к этой горе во время праздника приносили и привозили камни. Об этой горе существует большое количество старинных народных преданий. По рассказам местных жителей, у ее подножия в эпоху курыкан проходил один раз в году большой межродовой культовый праздник, на который съезжались гости со всего Прибайкалья. Иногда, рассказывают старожилы этих мест, приезжало до двух-трех тысяч человек. Вокруг священной горы Ехе Ёрдой устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, продолжавшийся 6 дней и ночей, в котором одновременно участвовало свыше 700 человек. Для того чтобы праздник состоялся, должно было быть выполнено обязательное условие: участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, могли сомкнуть хороводный круг вокруг нее. Если круг не смыкался, праздник не проходил. Рассказывают, что в отдельные годы количество танцующих на праздниках было так велико, что образовывали три и даже четыре круга танцующих вокруг сопки, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Сохранилось устное предание о том, что богатый местный житель, дедушка-богач Далей, проживавший в устье Анги, устилал во время праздника всю гору шкурами белых ягнят. Во время праздника на вершину горы поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

Единого мнения среди ученых о происхождении этого праздника и его целях, а также почему именно гора Ёрд стала местом его проведения. до сих пор нет. Известно, что для проведения больших шаманских праздников, по верованиям древних местных людей, рядом должна находиться большая вода, чтобы призывания могли дойти до неба. Рядом с горой Ёрд находится озеро Байкал, мимо горы протекает река Анга. Присутствие рядом реки также важно, так как считается, что проточная вода при совершении обрядов уносит все плохое. Местные жители сообщают противоречивую информацию как о сроках проведения праздника, так и о его продолжительности. Большинство информаторов говорят о проведении «праздника обновления природы» в начале лета: в конце мая – начале июня, когда земля покрывалась первой зеленью, но есть также отдельные сообщения и о проведении праздника два раза в год: весной и летом. Достоверно установлено, что практика проведения игр в этом месте прекратилась с приходом на Байкал христианских миссионеров приблизительно в  XVIII в. и уже в начале ХХ в. отошла в область преданий.

Бурятский ученый М.Н. Хангалов в 1908 г. записал со слов кудинских бурят: «В Яланцовском ведомстве есть две небольшие горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд (Бага Ёрд) и другая Большая Ёрд (Ехе Ёрд). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время облавной охоты (зэгэтэ аба) вокруг Ехе Ёрд устраивали национальный праздник хатарха. Окружность Ехе Ёрд – около 700 обыкновенных шагов, следовательно, здесь принимали участие около семисот человек, а менее не могли, но больше – сколько угодно. Относительно устраивания национального танца хатарха вокруг этой горы есть много народных преданий… В Курумчинском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей». По сведениям, собранным М.Н. Хангаловым, игры загэтэ аба имели место в Прибайкалье в далеком прошлом, приблизительно в «эпоху прежних бурят», т.е. в XIII–XIV вв. Сведения о проведении игрищ сохранились у эхиритов, освоивших побережье Байкала в XVIII в.

Историк Н. Витсен в своем труде «Северная и Восточная Тартария» в 1692 г. сообщал, что «возле Байкала есть священная гора, куда отправляются, чтобы дать клятву. Те, кто произносит ложную клятву или дает ложное показание, оттуда живыми не возвращаются. Один раз в году они приносят небу жертвы».

Б.Э. Петри в 1916 г. сообщал: «Эжину ангинского камня (писаницы на горе Сахюрта) и камня в бухте Ая ежегодно устраивают жертвоприношения».

Название игр Ёрд наадам имеет монгольские корни. Наадам  дословно с монгольского – «три игрища мужей», в русском языке – надом, традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. История надома уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. О победителях спортивных состязаний слагались улигеры, самые ловкие и сильные прославлялись. Из истории известно, что во времена Чингисхана монгольские войска во главе с Джучи в 1207 г. покорили лесные племена, буряты выразили готовность перейти под знамена Чингисхана и породнились с ним: дочери Чингисхана были выданы замуж за бурятских князей.  Существует легенда, записанная историком Г. Миллером, о том, что монгольские войска доходили до острова Ольхона. Предполагается, что монголы перешли Байкал зимой по льду. Археологические подтверждения этого события достаточно скудные: найден  единственный монгольский нагрудный знак на острове Ольхон (хранится в краеведческом музее пос. Хужира) и монгольское захоронение в Тажеранском массиве. Возможно, если это событие было реальным оно и привело к возникновению традиции устраивать грандиозный ежегодный праздник у горы Ёрдой, во время которого молодые люди из разных родов могли познакомиться друг с другом. В пользу этой версии говорит факт достаточной продолжительности этого праздника: в течение шести дней и ночей продолжались танцы, чтобы молодежь могла ближе познакомиться друг с другом. Для проведения обрядовых действий перед облавной охотой такого длительного срока проведения ритуальных танцев не требовалось. И никакая облавная охота не могла бы заставить везти своих дочерей из удаленных стойбищ за несколько сотен километров для танца вокруг горы Ехе Ёрдой. Предания о Ёрдинских играх сохранились в удаленных местностях, на берегах Ангары в Осинском районе, что свидетельствует о том, что на эти игрища приезжали за 300 в Осинском районе 400 км и даже с восточной стороны озера.

Схожее содержание игр прослеживается в монгольском празднике надом. С 1912 г. местом проведения надома в Монголии стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора. Сейчас праздник проходит 11–13 июля каждый год. Основные виды состязаний – монгольская борьба, конные скачки и стрельба из лука. На праздник съезжается большое количество участников и гостей. Кульминацией праздника становятся зрелищные массовые конные скачки.

Ежегодно в Бурятии в начале лета проходит подобный монгольскому надому праздник сурхарбаан, что дословно означает «стрельба в сур», т.е. кожаную мишень. Это время, когда сельское бурятское население свободно от хозяйственных работ: посев уже прошел, скот нагуливает жир, сенокос еще не начался. Праздник был установлен после Октябрьской революции в противовес устраиваемым в это же время ламским и шаманским молебнам обо тахилга, тайлаганам и хуралам. В программу праздника кроме стрельбы из лука входят и другие национальные виды спорта: конские бега и борьба. На празднике, который проходит при большом стечении народа, можно увидеть выступление фольклорных ансамблей в национальных бурятских костюмах. В программе выступлений обязательно присутствует бурятский национальный танец ёхор.

Возрожденные в 2000 г. Ёрдинские игрища по своему содержанию и значению крупнее сурхарбаана, и характеризуются как общеродовой бурятский этнический праздник, на который съезжаются гости издалека. В июле 2000 года на них присутствовало свыше двух тысяч человек, среди них было много гостей из Бурятии, Саха-Якутии, Агинского автономного округа Читинской области, Усть-Ордынского бурятского автономного округа Иркутской области. По своей зрелищности, мастерству выступающих фольклорных ансамблей и красочности национальных костюмов Ёрдинские игрища стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа. В программе были традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, выступления фольклорных ансамблей, конные скачки. Певцы, музыканты и танцоры в национальных костюмах демонстрировали свое мастерство. Состоялся и традиционный танец ёхор вокруг горы. Количество танцующих оказалось достаточным, чтобы сомкнуть не только круг вокруг горы, но и образовать две цепочки танцующих.

Происхождение слова «Ёрдой» однозначно не установлено. Корень этого слова, по распространенному мнению лингвистов, не бурятского и не тюркско-монгольского происхождения. С этим трудно согласиться, так как в монгольском словаре присутствуют слова с этим корнем, дословно переводимые как «торчащий, выступающий, высовывающийся» (монг. ёрдойх и ёрдгор). Бурятский профессор Д. Дугаров связывает это слово с уйгуро-финским корнем Ёрд – «земля» (древнеисландское iord – «земля») и отождествляет дух-хозяйку горы Ёрдой со скандинавской богиней земли Iord. С рекой Иордан и заимствованием основы слова «Ёрд» из христианства, по созвучию с рекой Иордан говорит С. Гурулев. Обе версии достаточно спорны. Для объяснения местных топонимов вряд ли будет правильным обращаться к древним исландско-скандинавским корням, заимствования названий которых нигде в Прибайкалье не присутствует. С таким же успехом можно высказывать предположения о связи этого слова с другими языками народов, удаленных от Байкала, где имеет распространение языкового корня iord.  В числе таких явных совпадений – Ёрд, бог ветра, в мифологии ингушей и чеченцев. Ему посвящался праздник в начале покоса, в ветреный понедельник. До сих пор в Ингушетии хорошо сохранились три храма-святилища в честь Ёрда. «Ёрдам» – возглас восклицания в значении «помощь» в узбекском языке. Божество Ёрд из германо-скандинавской мифологии, синоним греческого божества – Гея, мать-земля. В этом значении у скандинавских народов Ёрд – обожествляемая земля, мать Тора, бога грома, бури и плодородия.

Корни предков бурят в настоящее время не прослеживаются так далеко, чтобы говорить о древнеисландском или финском влиянии. Принято считать, что хори эмигрировали из Кипчакской степи в IX–X вв. сначала на Алтай, а затем достигли берегов Байкала и Монголии. Согласно шаманским призываниям, первые бурятские роды пришли на Байкал с Алтая. На берегах Байкала в это время проживали курыкане. Наиболее вероятное значение слова «Ёрд», по мнению ольхонского шамана В. Хагдаева, на основе местного звучания, – восклицательная степень восхищения. В бурятском языке приставка «Ёрд» применялась с древних времен в шаманских призываниях как знак преклонения и восхищения перед чем-либо. Возможно, что танцующие вокруг горы высказывали поклонение Вечно Синему Небу, просили сохранения поголовья скота, испрашивали разрешения на помолвку молодых, и, если танцующих собиралось много, это сулило удачу и достаток на весь следующий год. Вероятней всего, игры сопутствовали традиционному скотоводческому тайлагану в начале лета, когда практиковались обряды, способствующие лучшему росту трав и хорошему пастбищному сезону. Текст шаманского призывания, произносимый ангинскими бурятами в этом месте, содержит просьбу об умножении скота и благополучии всей семье. В нем говорится: «Охраняйте нас от болезней. Расплодите наш скот, сделайте нас богатыми, расплодите наше потомство, сделайте нас многочисленными!»

По сложившемуся среди хори-бурят обычаю, круговые танцы для приманивания счастья и удачи проводились вокруг костра или священного дерева. По древним верованиям для проведения родоплеменного праздника важно наличие центрального крупного объекта – священной горы (образ Мировой горы), через которую осуществлялся контакт с небесными божествами и нисходила божественная благодать Вечно Синего Неба. Кроме этого, вероятно, гора Ёрд имела какую-то пока не установленную исследователями связь с общеродовой бурятской святыней. Причина выделения именно этой горы из окружающего пространства пока остается неясной. Предполагается, что во время игрищ проходили также моления и жертвоприношения. Обилие наскальных рисунков с изображением домашних животных в долине реки Анги может свидетельствовать в эту пользу. По предположению доктора исторических наук Д. Дугарова, для проведения жертвоприношений избранные во главе с шаманом удалялись в святилище среди скал в бухту Ая. Кроме этого известного из исторических описаний родового святилища жителей бухты Ая в окрестностях горы Ехе Ёрдой имеются еще несколько священных мест, отмеченных большим количеством наскальных рисунков. Некоторые группы этих рисунков расположены значительно ближе и по композиционному разнообразию значительно опережают писаницы в бухте Ая. Среди них выделяются беломраморная скала Саган-Заба на берегу Байкала (15 км от горы), три группы рисунков на горе Сахюрта (3 км от горы), рисунки на левом борту долины Анги, напротив горы Ехе-Ёрдой (0,5 км). Святилище на близлежащей вершине сопки (0,5 км). Традиционная интерпретация Ёрдинских игр, связанных с идеей «мирового дерева» и шаманских обрядов возле рисунков в бухте Ая общебурятского значения, пока не более чем рабочая гипотеза, никаких подтверждений этой версии в рассказах старожилов нет. Из преданий известно, что эжин скалы Ая считался покровителем населения ближайших улусов и родов, т.е. имел значение только для местного населения.

По сложившейся традиции, на обряд жертвоприношения не допускались женщины. Как правило, мужчины удалялись для проведения обряда в священное место, после чего возвращались на место игрищ, и начиналось праздничное пиршество с молочной водкой – тарасуном и танцами до утра. Подобное священное место не могло располагаться на большом удалении, чтобы мужчины могли выполнить обряд и вернуться к праздничному столу до заката солнца. От горы Ехе Ёрдой до наскальных рисунков на левом отвесном берегу бухты Ая около 8 км в одну сторону. Рисунки расположены в труднодоступном месте, куда сложно подъехать на лошади. На северном берегу бухты Ая на высоте около 20 м над уровнем воды сохранились древние наскальные рисунки, возраст их около 2500 лет. Рисунки занимают небольшую площадь (2,5´1,5 м) на ровной скальной поверхности под каменным козырьком. На скале имеются изображения человеческих фигур, оленей, быка, рыбы и овцы. Центральное место в композиции занимает фигура шамана. По количеству рисунков это место значительно уступает писаницам на скале Саган-Заба или на горе Сахюрта. По свидетельству Б.Э. Петри (1912 г.), тайлаган местного населения совершался на вершине мыса, где в изобилии встречаются остатки жертвенных приношений и каменные очаги-жертвенники, а не у рисунков. По свидетельству ангийских бурят, обряд с жертвоприношением выполнялся здесь местными родами в засушливое время года. Считалось, что эжин этой скалы Счастливое Белое божество (Эргел саган нойон) является покровителем населения ближайших улусов и родов. Жители отдаленных улусов могли не приезжать для этого в бухту Ая. Они на своих родовых святилищах вблизи своих жилищ обращались лицом в сторону бухты Ая и призывали духа-хозяина скалы Ая. Ровная площадка на вершине мыса Ая была известным культовым местом среди жителей Усть-Ангинской местности.

Обычай танцевать обрядовый круговой танец вокруг священной горы отмечен у эвенков Охотского побережья, где также обязательным условием является необходимость замкнуть круг вокруг горы. Тайлаганы у подножия священных гор в начале лета проводились также в Кудинской долине, Усть-Ордынский автономный округ Иркутской области. По свидетельству местных жителей, на весенние тайлаганы у священной горы Байтаг съезжались «все Буровские роды, начиная от Хоринурского улуса и кончая Ользонским, здесь закалывали за один раз 70 лошадей и 140 баранов». У агинских бурят, Читинская область, центральной священной горой является Алханай, обход вокруг которой сулит всяческие блага и удачу. У баргузинских бурят – гора Барагхан-ула, в честь которой проводят специальные молебны. В Тунке – гора Мундорг.

ЁХОР – ритмичный круговой танец, имеющий древнее происхождение. В Бурятии насчитывается несколько десятков вариантов и стилей таких танцев. Первоначально круговой магический танец по ходу солнца с припевными словами-заклинаниями и ускоряющимся движением осуществлялся для подталкивания, отправления на небо шамана и душ жертвенных животных. Танец начинался вечером и продолжался всю ночь до зари. В дальнейшем этот танец стал исполняться на праздниках и на молодежных игрищах.

Гора Ехе Ёрдой находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки (Бага Ёрдой, высота 12 м) к священной горе на берегу Байкала. Напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины р. Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. К ним можно подъехать на автомобиле по дороге к Байкалу. Рисунки находятся на втором по ходу движения скальном останце, на левом борту долины. Интересно, что описания этих рисунков нет в краеведческой литературе, и, по рассказам местных жителей, они остались не осмотренными академиком А.П. Окладниковым во время его пребывания в этих местах. О древности этих рисунков свидетельствует то, что нижние из них были засыпаны осадочными породами, когда мы их нашли в 2000 г. (N52°48¢04 E106°32¢06, высота над уровнем моря 469 м). Компактно расположенная группа рисунков включает в себя большое количество изображений бегущих оленей и отдельные рисунки рогатых людей.

Местный ольхонский шаман В. Хагдаев вспоминает: «Для древних было обязательно присутствие большой воды рядом. Камни в долине растут, бывает, земля моментально выдавливает их. Но сюда, на сопку, камни привозили издалека, большие даже на телегах. Было честью занести на гору как можно больший камень. Так образовалось малая Ёрдинская сопка. Гора Ёрд наполовину искусственного происхождения. Вот эти камни в старину были лестницей шаманов, самые сильные из них сидели выше. Высохшее растение с высоким стеблем, заканчивающееся колючкой размером с кулак, по-бурятски называется – хатхур, «душа шамана», цветет в начале лета большим голубым цветком. Нигде больше в Тажеранской степи, кроме этой горы, это растение не встречается.

На самой высокой точке горы расположен вросший в землю краеугольный камень, обильно отмеченный птичьим пометом. Это торжественное седалище духов шаманов, пребывающих вне времени и пространства, – место, где раньше они часто проявляли себя. Отсюда шаманы во время праздника удалялись для проведения жертвоприношений в бухту Ая и к скале Саган-Заба».


15. ТАЖЕРАНСКАЯ СТЕПЬ

От пос. Еланцы до берега Малого Моря по тракту 45 км, около 40 мин езды. Можно по своему усмотрению выбрать другие маршруты: через пос. Тонты, где посетить уникальную Тонтинскую пещеру (длина хода 97 м, из них подводная часть составляет 30 м, глубина 11 м) с озером глубиной 2 м, уровень которого не меняется с начала века, на местность Черноруд или через бухту Ая по Тажеранской степи, напоминающей степи Монголии, вдоль соленых Тажеранских озер.

На 85–110 км по тракту находится степной участок протяженностью 35–40 км и шириной 10–15 км. Тажеранский массив является одним из интереснейших геологических объектов на Байкале, получивших широкую известность благодаря своим уникальным минеральным ассоциациям. Здесь на площади всего в 1 км2 установлено около 150 различных минералов, в т. ч. два новых: тажеранит, названный так в честь тажеранских степей, и азопроит. Часть из них уникальна и неизвестна в других местах. Возраст этого массива около 300–400 млн лет.

В Тажеранской степи большое количество соленых озер (93–95 км – группа Тажеранских озер). Наиболее крупным озером является Дабахтай-Нур – «соленое озеро» (ширина 0,5 км, глубина до 3 м). Вода в них сульфитная, преимущественно натриевого состава, минерализация составляет от 2,3 до 12,8 г/л. Минерализация воды за последние 20 лет увеличилась в 2–3 раза. На берегах озера соленая грязь с заметным сероводородным запахом. Раньше в соленых озерах добывали сульфат и вывозили его для стекольного завода в Улан-Удэ.

На 108 км новорожденное озеро диаметром 250 м, образовалось в 1994 г. в ложбине, прямо на автодороге. Сейчас вокруг озера, у которого еще нет названия, строится новая обводная дорога.

Маршрут по Тажеранской степи с посещением бухты Ая без продолжительных остановок занимает приблизительно полдня. По пути можно осмотреть пещеры на мысе Ая, заехать в бурятские улусы с юртами, в которых летом проживают скотоводы. Интереснее всего держаться как можно ближе к Байкалу, чтобы его было видно с гор.

ПЕЩЕРА МЕЧТА. В Тажеранском массиве известны пещеры Мечта (длина ходов 830 м, глубина 52 м, открыта в 1962 г., полностью пройдена в 1970 г.), Большая Байдинская (длина ходов 70 м, глубина 11 м), Малая Байдинская (длина ходов 52 м, глубина 5 м). Карстовый участок Байды расположен в районе падей Нугды и Баг-Орсо в 1,5–2 км от берега на высоте около 300 м от уровня Байкала.

Пещера Мечта – трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. Причудливый облик залам придают натечные образования кальцита в разнообразных формах сталактитов, сталагмитов, натечных кор и корралитов. По красоте и богатству натечных образований эта пещера одна из самых примечательных в Прибайкалье. Высокие ходы пещеры позволяют идти в полный рост. Необыкновенно красив огромный ледяной сталагмит высотой до 4 м, получивший название Страж. Натечные белоснежные кальцитовые коры и сталактиты – главная достопримечательность пещеры. Имеются залы: Тронный (длина 35–40 м, ширина 10 м, высота 10–15 м), Музыкальный, ход Метрополитен. В 1981 г. пещера Мечта объявлена памятником природы, и вход запечатан бетонным бункером. Вход крутонаклонный, покрытый натечным льдом даже летом. Пещера холодная, температура внутри +2–3 °С, много натечного льда и ледяных сталактитов, особенно в привходовой части пещеры. Несмотря на защитные мероприятия, бункер вскрыт посетителями, пещера замусорена, и часть натечных образований варварски уничтожена.

Большая и Малая Байдинские пещеры находятся в 300 м от входа в пещеру Мечта. Их можно легко найти, придерживаясь тропы.

Из книги П.П Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «Большой интерес представляют холодные Байдинские пещеры, расположенные в выходах известняка, между падями Баг-Орсо и Нугды, приблизительно в 3 километрах на восток от улуса Кутул, Ольхонского района, и в 2 километрах от западного берега Байкала. Байдинские пещеры находятся на высоте более 200 метров над уровнем Байкала. Образование их произошло в результате деятельности воды, просачивающейся мелкими струйками через трещины в пластах известняка. Пещеры были исследованы в 1923 и 1952 гг. П.П. Хороших. Большая Байдинская пещера имеет вид неправильного треугольника. Длина ее 12 метров, ширина у входа 1 метр, внутри – 7 метров, высота от 1,5 до 2,5 метра. Общая площадь около 50 м2. Вход в пещеру, идущий с северо-востока, забаррикадирован большими глыбами камней, поэтому попасть в нее можно лишь ползком. При cпуске в пещеpy чувствуется движение холодного воздуха. Отдаленные от входа стены покрыты кристаллами льда. Местами со стен свисают красивые снежные гирлянды, которые придают пещере особенно эффектный вид. В конце пещеры постоянно лежит толстый слой льда. В культурном слое пещеры под слоем щебня и темно-бурой земли, на глубине 40–45 сантиметров были обнаружены остатки культуры ранней поры железного века: наконечники стрел, бруски, ножи, костяные шилья, глиняная посуда, куски бересты и др. предметы. Большой интерес представляют находки астрагалов барана с вырезанными на них древне-тюркскими знаками. Подобные астрагалы были найдены Л.А. Евтюховой и С.В. Киселевым в Минусинской котловине.

Вторая Байдинская пещера находится в 60 метpax на юго-восток от первой. Вход в пещеру с востока. В пещере имеются боковые ответвления длиной 3,5 и 8 метров, а также несколько ниш длиной от 2 до 3 метров. Ширина ниш до 1 метра. Наибольшая высота пещеры 3,5 метра. Общая площадь около 45 м2. Дно пещеры местами покрыто льдом, а стены – кристаллами инея. Естественная продушина (шириной до 60 сантиметров), идущая вверх, служила хорошим дымоходом. В пещере налево от входа лежали три большие плиты (размером 92´99 и 86´91 см), служившие древним обитателям столами и скамейками. Около плит находились кострища и очаг, сложенный из трех камней округлой формы. По сторонам плит и очага в пещере были найдены трехлопастные наконечники железных стрел, железные ножи, костяные шилья, бруски из серого мелкозернистого песчаника, листы бересты от колчана, покрытые рисунками стрел и неизвестными знаками, фрагменты глиняной посуды железного века с весьма разнообразным орнаментом, костяные шарики от древка стрел и кости различных животных (быка, лошади, марала и др.). У входа во вторую Байдинскую пещеру сохранились тибетские надписи, сделанные белой краской примерно в конце XVIII века.

По словам местного бурятского населения, в пещере ранее находили человеческие кости, частью обожженные. По-видимому, пещера использовалась и для захоронения.

По всей вероятности, Байдинские пещеры служили временным жилищем, преимущественно в зимнее время. Зимой в них бывает теплее, чем на поверхности земли. Летом в пещерах сыро и холодно. В конце июня 1923 г. во время обследования Большой Байдинской пещеры внутри нее была отмечена температура 6 oС при температуре на поверхности около входа в пещеру 28 oС.

Судя по находкам, обитателями Байдинских пещер были курыканы.

Находящаяся в Байдинских пещерах вода местным бурятским населением ранее считалась целебной (аршан). Духу – хозяину аршана буряты-шаманисты в старину приносили жертвы серебряными или медными деньгами. Деньги возлагались около воды на особых плитах. Почитался аршан, по-видимому, еще в глубокой древности, так как были найдены монеты начала XVIII века. Вблизи Байдинских пещер на плоскогорье встречаются во многих местах глубокие воронки конической формы, происхождение которых связано с карстовыми процессами».

На 112 км дороги есть развилка - поворот налево ведет на дорогу по берегу Малого Моря в пос. Онгурен, направо – на остров Ольхон.

На берегу пролива Ольхонские ворота в пос. МРС (Сахюрта, 250 км от Иркутска) расположена туристическая база «Маломорская», где можно разместиться на ночлег в домиках летнего типа по 3–4 человека. Берег напротив поселка имеет песчаный пляж и пирс для катеров.


Проживание

БАЗА ОТДЫХА – АВТОКЕМПИНГ «МАЛОМОРСКАЯ». Пос. МРС, Ольхонские ворота. Старейшая турбаза на берегу Малого Моря, находится на въезде в пос. МРС, рядом через дорогу столовая и продуктовые магазины. Размещение в двухэтажных деревянных корпусах в 2- и 3-местных номерах, а также в отдельно стоящих 3-местных домиках. Имеется столовая.

БАЗА ОТДЫХА «ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ». Пос. МРС, Ольхонские ворота. Расположена выше поселка МРС, откуда великолепный обзор Малого Моря. Для размещения предлагаются отдельно стоящие деревянные дома на 2-, 3-, 4-, 6 человек. Прокат лодок, горных велосипедов, бильярд, спортплощадка, настольный теннис. Имеется видеозал, проводятся дискотеки. Баня с оборудованным бассейном на открытом воздухе. Четырехразовое питание в столовой.
Путешествия, туризм, отдых
Большое количество информации по туризму и отдыху в Байкальском регионе.
Байкал
Перед путешествием
 
Вокруг Байкала
Автомобильный маршрут на Малое море
Водные путешествия
Северный Байкал
Путешествие на автомобиле
Вертолетные экскурсии
Охота и рыбалка
Спортивные туры
Опасность
Буряты на Байкале
Шаманизм
Иркутск
Иркутская область
Сибирские обычаи и кухня
Курортные местности
Санатории и дома отдыха