
Каждый
водитель знает сам, что ему надо взять в дорогу. Однако еще раз напомним, что,
если предстоит углубляться в тайгу по проселочным дорогам, следует подумать о
непредвиденных ситуациях, которые могут оставить вас один на один с техническими
неисправностями автомобиля, непролазной грязью дорог и свирепым сибирским
морозом. От того, что будет у вас с собой в машине, зависят успех и безопасность
поездки.
Посоветуйтесь с бывалыми автомобилистами или соседями по гаражному кооперативу,
что чаще всего нужно в дороге. Составьте список необходимого снаряжения для
дальней дороги. Например: запасные канистры с бензином и с моторным маслом,
лопата и буксировочный трос, топор и спички, котелок, фонарик, запасная камера и
насос, ремень вентилятора, бегунок, крышка трамблера, запасные свечи, катушка
зажигания, комплект предохранителей и электрических лампочек для фар, шаровые
опоры и запасные амортизаторы и т.д. Перечень можно продолжать... Мой личный
универсальный список вещей и предметов, которые были востребованы во время
автомобильных путешествий, отпечатан на пяти листах. Однажды мне пригодились
запасные ключи с брелком сигнализации, один комплект их был безвозвратно утерян
в песках. В другой раз выручил запас скотча, который был использован вместо
разбитого ветрового стекла. Пригодилась и упаковка китайской холодной сварки,
хорошо герметизирующая течи радиатора и агрегатов рулевых приводов и цилиндров.
В зимнее время обязательно наличие запасных теплых вещей, унтов, валенок и
паяльной лампы, чтобы разогреть застывший картер двигателя в случае
необходимости. При этом хорошо иметь с собой большой кусок брезента, чтобы
сделать полог, прикрывающий передок машины до самой земли для утреннего
разогрева двигателя.
Основное правило дальних поездок, особенно по бездорожью, – путешествие на двух
и больше машинах, чтобы в безнадежной ситуации взять неисправную машину на
буксир или просто выдернуть застрявшую из грязи.
Удобно иметь постоянную радиосвязь между машинами. Не так скучно ехать, и
экономится время на необходимые во время пути переговоры, их можно вести не
останавливаясь. В Монголии незаменима система навигации GPS. Скрашивает дорогу
звучание хорошей стереосистемы в автомобиле, но при этом важно позаботиться о
разнообразном репертуаре: от классики до заводной танцевальной музыки. Полезны
для биваков современная раскладная дорожная мебель, надувные матрасы в палатку,
металлическая тренога для костра, переносной генератор переменного тока и
налобный фонарик для ночного времени. Для приготовления пищи удобнее
использовать портативные газовые печки или примусы типа «Шмель». Это быстрее,
чем на костре, и нет необходимости искать дрова, особенно в дождь, ночью и в
степи. Например, на берегу Малого Моря, где каждый год бывают тысячи туристов,
найти дрова становится все труднее.
Для эффективной очистки ветрового стекла от следов мошки и насекомых нужно
добавить в бачок стеклоочистителя с водой немного жидкости для мытья посуды
Fairy. Для мытья рук важно иметь с собой канистру или несколько полиэтиленовых
бутылей с водой. Хорошо зарекомендовало себя в пути бактерицидное мыло.
В дальних поездках, когда в машине проводится много времени, для водителя удобен
специальный кронштейн для стакана, устанавливаемый на передней панели
вентиляционной решетки. При наличии кондиционера – в стакане всегда холодный
напиток. Для водителя полезно иметь коробку для сушек, орехов и хрустящих
хлебцев. В пути приятно что-нибудь жевать, хорошо идут сухари, фрукты, сухая
фруктовая смесь, маслины, кедровые орехи. Для мусора между сиденьями удобно
разместить полиэтиленовый мешок. Рекомендую также для водителя автомобильные
перчатки и упаковки влажных салфеток, чтобы в пути освежать руки. Утолять жажду
лучше негазированной байкальской водой из 1,5-литровых пластиковых бутылок. Для
защиты от кондиционера пассажиру нужен легкий плед или шаль, можно рекомендовать
надувную подушку под шею. Обувь, особенно для пассажира, должна быть
легкосъемной, чтобы при желании забраться с ногами на сиденье. Водителю летом
надо подобрать удобную одежду, многим нравится ехать в сандалиях или тапочках,
шортах.
При ночных перегонах, чтобы не заснуть, водителю важно, чтобы бодрствовал и
пассажир, развлекал беседой. От сна отвлекают кедровые орехи и разговор.
Особенно эффективно, если разговор заканчивается «ссорой» или каким-либо
невероятным признанием пассажира, чтобы водитель от удивления надолго раскрыл
глаза.
Не следует оставлять машину без присмотра в глухом месте. Кроме диких зверей к
машине в ваше отсутствие могут выйти также нехорошие люди. Ягодники и грибники,
как правило, объединяются в большие автомобильные стоянки, где обязательно
остается кто-нибудь сторожить. Этот человек подает звуковой сигнал, если вы
заблудились и к назначенному времени не вышли к машине. Обычный компас, взятый с
собой, поможет ориентироваться на местности.
Дизельное топливо и бензин Аи-93 есть практически на всех бензозаправочных
станциях, в удаленных районах только Аи-80. Рекомендуется иметь по 1 резервной
канистре на автомобиль для поездки на северную оконечность острова Ольхон.
Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски
для песка и грязи облегчают прохождение сложных участков по песку и грязи. Для
дальних поездок, особенно по Монголии, лучше иметь два запасных колеса на дисках
и две запасные камеры (часты проколы на бездорожье об острые корни саксаулов и
камни), кувалда и уголок для разбортовки колес. Удобны кожаные водительские
перчатки. Запасные ключи от машины с брелком сигнализации. Запасные резиновые
хомуты для крепежа выхлопной трубы. Холодная сварка для устранения течи из
радиатора или топливного бака. Дополнительные фары для езды ночью и запасные
лампочки к ним, предохранители и реле. Заднее сиденье снять (если в машине два
пассажира). Центровка нижняя – на багажнике кузова только легкие предметы.
Опасна при скорости колея на гравийных дорогах, со мной было уже два случая
переворота на машинах в Монголии. При первых признаках заноса машины снижайте
скорость. Перед дорогой проверьте работоспособность прикуривателя для
подключения раций и GPS. Компас на каждую машину и бинокль. Линейка и лупа для
штурмана. Запас воды – 1 канистра на 20 л и 1 ящик байкальской воды. Расход
воды с приготовлением пищи в сутки на 1 человека примерно 3 литра. Воду в
бутылках с родниковой водой можно купить в любом киоске вдоль трассы. У каждого
фонарик, запасная лампочка и батарейки. Удобен светодиодный налобный фонарик и
газовый светильник на биваках. При наличии таких фонариков у каждого члена
команды можно обойтись без электрического генератора. У экипажа машины должны
быть раскладные стульчики или шезлонги. Раскладной стол и клеенчатая скатерть на
него. Одноразовая пластмассовая посуда поможет сэкономить воду и время. После
лагеря не оставляйте никаких следов, если нет возможности увезти мусор с собой,
сжигайте его и закапывайте. Пляжный раскладной зонт для ужина в дождь. Зонты и
полиэтиленовые плащи-накидки. Гигиена ног и лица – увлажняющие кремы и
обязательно защитные от солнца, крем для ног. Глазные капли для промывки глаз от
соринок. Облепиховое масло для увлажнения ноздрей. Запасные солнцезащитные очки,
платок на шею, головной убор с широкими полями. Рубашки с длинными рукавами для
защиты от солнца. Берите больше маек, чтобы менять их через день. На пыльной
дороге они к вечеру становятся неопределенного серого цвета. Марлевая повязка от
пыли и ветрозащитные очки от песка, лучше фирменные для американских военных для
войны в пустыне. Удобны шорты, но в них обгорают ноги. Запасные сандалии. По
одному металлическому термосу на машину. Летом, в жару, прекрасно
зарекомендовали себя арбузы и «Байкальское» молоко в тетрапаке. Полезно иметь на
ремне чехол с маленьким швейцарским ножиком. Защита от пыли фото- и
видеоаппаратуры: обязательно герметичные чехлы, особенно для цифровых
фотоаппаратов. Нельзя оставлять фотоаппаратуру открытой на сиденье автомобиля во
время движения – много пыли. Запасные крышки на фотообъективы.
В дальнее путешествие по монгольскому бездорожью, особенно в жаркие и безводные
районы южной части Монголии, на Окинское плато или в Туву, лучше готовиться
основательно, рассчитывая на полную автономию и отсутствие какой-либо возможной
помощи со стороны. При поездке по асфальтированным дорогам, например от Улан-Удэ
до Улан-Батора, достаточно взять с собой только деньги: бензозаправочные
станции, турбазы, гуанзы (позные) и кафе есть вдоль всей трассы.
Проблемы возникают при значительном удалении от оживленных дорог. Первое к чему
надо быть готовым, – это отсутствие бензина Аи-95, Аи-93 и дизельного топлива на
значительном удалении от федеральных трасс. Можно рекомендовать взять несколько
канистр с высокооктановым бензином типа Аи-96, чтобы смешивать его с Аи-80,
который, как правило, есть на большинстве автозаправочных станций. Обязательно
нужны запасные канистры с бензином – в баке бензина часто не хватает, чтобы
доехать до следующей бензозаправочной станции, если много буксовать.
Следующая по значимости проблема, с которой сталкиваются путешественники – это
выбор правильного направления движения. Дорог в тайге и степи превеликое
множество, часто они расходятся веером и в конечном счете просто теряются. Для
ориентирования обязательно необходимы компас, GPS (система определения
координат), бинокль, топографические карты.
Путешествовать на одной машине в удаленной местности довольно безрассудно.
Оптимальное количество машин – 2. При движении нескольких машин есть вероятность
потерять друг друга. Ехать на прямой видимости друг за другом из-за пыли и
несогласованных остановок не всегда получается. Иногда это печально
заканчивается потерей одной из машин. Подобный случай произошел однажды с
иркутскими автотуристами в монгольской степи. В одной машине были все продукты и
вода, в другой – пассажиры с детьми. Машины потеряли друг друга и встретились…
только в Иркутске!
Для безопасности путешествия необходима полная автономия каждой машины – запас
бензина, воды, продуктов, теплых вещей и т.д. В своих путешествиях мы
придерживаемся золотого правила – на каждой развилке дорог впереди идущая машина
останавливается и ждет идущую следом. Неоднократно нас выручали радиостанции,
которые на время путешествия, устанавливаются на каждую машину. Даже при полной
потере радиосвязи и незапланированном расхождении машин на 20–30 км последующие
поиски друг друга облегчались, когда радиосвязь восстанавливалась.
Особенности резко-континентального климата, жара днем и холод ночью, легче
переносить, когда предусмотрительно взяты с собой, например, такие вещи как,
солнцезащитные очки, шляпа с широкими полями, нашейный платок от солнца, крем от
загара, увлажняющий крем для губ и рук и теплый спальник на ночь. Для утоления
жажды лучше всего подходит негазированная натуральная вода, типа «Байкальской» в
пластиковых бутылках и соки. Несмотря на обширные безводные местности в
Монголии, довольно часто встречаются родники или колодцы с достаточно
качественной водой, которую можно пить без кипячения. Такую воду мы разливали в
освободившиеся пластиковые бутылки, предварительно оторвав наклейки, чтобы
бутылки с фабричной, «фирменной» водой не перепутывались с водой, взятой из
неизвестного источника. Иногда приятно подмешивать в воду натуральный сок.
Экспедиционное снаряжение комплектуется по индивидуальному вкусу и бывает
достаточно разнообразным. Одному нравится спать на надувном матрасе на земле,
другому – на раскладываемых сиденьях автомобиля. Однако есть вещи, которые
полезны всем в таких путешествиях. Очень выручает переносной генератор
переменного тока, который обеспечивает электрическое освещение лагеря вечером и
подзарядку аккумуляторов видеокамер, или осветительные газовые светильники.
Газовые печки незаменимы в степи, где нет топлива.