
Беломраморный
утес Саган-Заба выделяется
среди серых скал побережья.
Скала расположена в 5 км к
северу от Крестовского мыса,
и попасть к ней можно с суши
на автомобиле. Утес известен
с древних времен своим
большим количеством
наскальных рисунков. По
словам академика
А.П.Окладникова, "петроглифы
Саган-Забы - подлинная
жемчужина древней культуры и
искусства народов Восточной
Сибири. По композиции,
манере письма и разнообразию
сюжетов они самые сложные из
всех известных наскальных
рисунков на всем
пространстве от Урала до
Тихого океана". Наскальные
изображения, открытые в 1881
г., сильно пострадали от
времени. В 2-3 м от кромки
воды на мраморной скале
уцелело лишь пять фрагментов
прежних больших композиций
древнего иконостаса.
Специалисты считают, что
самые древние из них
относятся к новокаменному и
бронзовому векам (конец 2
тыс. до н. э.).
Фигуры выполнены точечной
набивкой, процарапаны на
камне или нарисованы краской
- охрой. Наскальный
иконостас Саган-Забы
включает изображения древних
танцующих шаманов,
увенчанных рогами, с
поднятыми вверх руками,
бегущих оленей и лебедей.
Рисунки получили мировую
известность.
Древний человек считал себя
кровно связанным с
определенным зверем или
птицей, от них он вел свое
происхождение. Предания
гласят, что каждый бурятский
род происходит от своего
тотемного животного или
птицы. У эхирит-булагатов
это был бык, у ольхонских
бурят - орел, у хоринского
племени - лебедь. Поэтому на
петроглифах Саган-Забы можно
встретить изображение
мифических прародителей -
птиц, лебедей.
В древние времена буряты
совершали здесь молитвенные
обряды с жертвоприношениями.
По преданию бурят, на
местность Саган-Заба
опустился Бурал Саган-нойон
с женой Буга саган хатан
(Седовласый господин и Белая
госпожа), которые на скале
сделали свой зураг (рисунки)
и поселились здесь.
Расположенное в этом месте
древнее шаманское святилище
является одним из крупнейших
святых мест на Байкале.
Чтобы как-то ослабить
влияние шаманства, монахи из
Посольского монастыря в
устье р. Селенга в начале 18
столетия выбили на скале
Саган-Заба два больших
креста.
На западном склоне пади
имеется грандиозная
карстовая воронка диаметром
до 40 м. С этой карстовой
воронкой, возможно, связаны
легенды о таинственной
шаманской пещере и
спрятанном китайцами в
пещере на вершине утеса
золоте, которое они не
смогли переправить через
Байкал и вынуждены были
зарыть в пещере. Вход в
пещеру до сих пор не
известен. Упоминания и
описания пещеры можно
встретить в литературе 20-х
г. нашего века. По этим
описаниям можно составить
словесное описание пещеры.
Где-то вверху, в одной из
щелей нависшего над
писаницами утеса, находится
входное отверстие, а на
глубине около 10 м имеется
большой темный зал, из
которого по сторонам отходят
горизонтальные коридоры.
Один из таких коридоров
заканчивается глубоким
колодцем, в котором якобы
было спрятано золото, а вход
был замаскирован. В самом
деле вершина утеса носит
ярко выраженные карстовые
следы: многочисленные
засыпанные воронки, пар из
щелей, который можно
наблюдать в морозные дни,
наличие волноприбойных пещер
и щелей внизу утеса. В
отдельные щели можно
проникнуть только зимой,
легко проскальзывая по льду.
Проникнув ползком в одну из
таких щелей, можно встать во
весь рост и увидеть в белом
мраморе интересное
монолитное образование в
форме столба черного цвета,
уходящего вверх в скалу.
Большая волноприбойная
пещера расположена к югу в
скале недалеко от рисунков.
Попасть к ней можно только
по воде. Существуют
предания, что в этой пещере
также выполнялись шаманские
обряды с жертвоприношениями.