туризм и отдых на озере Байкал
Байкал
Материалы о Байкале (флора, фауна, населенные пункты, парки и заповедники, туризм и мн. др.).
Гидрология Байкала
Реки Байкала
Флора Байкала
Фауна Байкала
Иркутская область
Республика Бурятия
Населенные пункты
Национальные парки и заповедники
Туризм и отдых
История и легенды
Гринпис на Байкале
Достопримечательности

Достопримечательности острова

Достопримечательности острова27. ПРОЛИВ ОЛЬХОНСКИЕ ВОРОТА

Отделяет остров от материка. Ширина в узкой части составляет 1 км, длина пролива до 7 км. Пролив Ольхонские ворота имеет дурную славу из-за частой здесь толчеи крутых волн, достигающих иногда 5-ти метровой высоты, зимой на льду возникает множество трещин и пропарин.


28. ЗАЛИВ ЗАГЛИ (ТАШКАЙСКАЯ ГУБА)

(1–5 км, счет километров от причала).

Самое солнечное место в Иркутской области. Количество солнечных дней в 3 раза выше, чем в Иркутске, и составляет 2200–2400 часов в год (для сравнения: на Рижском побережье – 1830 часов в год). Осадков выпадает такое же количество, как в сухих степях Казахстана.

Залив хорошо просматривается с автомобильной дороги за паромной переправой. Берега без единого кустика. Как правило, туристы останавливаются в глубине залива на озере Нур, соединенном с заливом узкой протокой. Летом вода в нем хорошо прогревается. С севера озеро заросло тростником и камышами, в южной части встречаются заросли рдеста.


29. ПОЛУОСТРОВ КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА (МЫС ХОРИН-ИРГИ)

Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной шириной около 4 м и стенками высотой до 10 м до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья. Зимой около западной оконечности скального мыса ежегодно образуются опасные пропарины во льду, и возникает становая щель.

Существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на этом мысе и оставивших после стоянки огромный чан. Легенду опубликовал в 1761 г. немецкий историк академик Г. Миллер в «Истории Сибири», названный за свой знаменитый труд «отцом сибирской истории»: «По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе, на острове Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятными, так как первые завоеванные Чингисханом земли – Китай и Тангут – лежат поблизости».

Подтверждения в исторических источниках легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Всего вероятнее, сказалась традиция все более-менее значительные средневековые каменные стены и найденные предметы относить к деятельности Чингисхана. Хотя на самом деле каменные сооружения на Ольхоне были возведены курыканами еще до рождения Чингисхана. Каких-либо подтверждений этой легенды в наши дни на Ольхоне не сохранилось, и историки убеждены, что Чингисхан никогда не был на этом острове.

Вблизи мыса Кобылья Голова с 14 на 15 октября 1901 г. из-за сильного ветра, сармы, произошла крупнейшая корабельная катастрофа на Байкале, погибло 176 человек на судне «Потапов».

Зимой скалы мыса привлекают внимание сокуями – ледяными наплесками, образовавшимися на скалах при замерзании озера. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты наплесковым льдом до 10–20 м в высоту и толщиной до 10–15 см. К скалам на автомашине подъезжать надо осторожно, около них во льду образуются пропарины.


30. МЫС ХОРГОЙ (ПОВОРОТ ОТ ДОРОГИ У ПОС. ХАДАЯ) (7 км)

По дороге к мысу Хоргой и пос. Хужир, самая высокая точка на Хадайской горе. С нее открывается замечательная панорама южной части острова, а на перевале имеется обо в честь эжина-духа перевала.

Мыс Хоргой – степной мыс. Удобнее всего заезжать к нему со стороны теплого сора, где в солнечную погоду летом любят отдыхать горожане. Отделенный от Малого моря галечной косой байкальский сор имеет малые глубины и летом хорошо прогревается, что позволяет подолгу купаться. В жаркие летние дни на берегах этого озера вырастает большой палаточный лагерь отдыхающих горожан.

Мыс Хоргой известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью 185 м и высотой в отдельных местах до 1,5–2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка. Она обнаружена в 1879 г. И.Д. Черским. Кладка каменных стен производилась без какого-либо скрепляющего материала. Рядом со стеной сохранились полуразрушенный ров, шириной 3,5 м и глубиной 1,5 м, и земляной вал.

Назначение стены достоверно не установлено. Считалось, что это укрепление, служившее для временной защиты. Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что сооружение могло быть культовым святилищем. Так, за стеной на мысе Шэбэтский найдены захоронения людей. Место захоронения закрыто сверху каменными плитами, сложены они в виде могильного холма. По версии Б.Б. Дашибалова, некоторые из таких мест могли являться культовыми объектами, а каменные стены и рвы оберегали от злых сил сакральное пространство. Для того чтобы усилить сакральные оборонительные функции городищ, приносились человеческие жертвы. Алтарем служили плоские камни с углублениями. Такие плиты, с хорошо заметными углублениями шаровидной и цилиндрической формы, обнаружены на мысе Хоргой.

Судя по найденным внутри Байкальских городищ разнообразным предметам (наконечники стрел, железные ножи, костяные шилья, кремни для огнива), можно предполагать, что создателями городищ были курыканы – древнетюркская народность, жившая в Прибайкалье в VI–XI вв.

По гипотезе академика А.П. Окладникова, курыканы являются предками двух сибирских народностей: якутов и бурят.


31. МЫС БУРХАН (СКАЛА ШАМАНКА) У ПОС. ХУЖИРА (47 км)

Шаман-скала (N53°12¢218 E107°20¢364), одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), расположенная вблизи пос. Хужира, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII–XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона.

Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.

Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.

В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире. Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом на поводу. Известный российский ученый В.А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т.е.  целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник – бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещеным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».

Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера (N53°12¢224 E107°20¢325, вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. В 1952 г. археолог П.П. Хороших нашел в пещере на сланцевом отщипе изображение женщины-шаманки. Рассказывают, раньше можно было увидеть на скалах вблизи пещеры изображение шамана с бубном в руках. До наших дней сохранились только надписи на тибетском языке в небольшой нише.

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за целых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды – и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями. Особенно запрет на посещение этого места касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Не надо осквернять скалы надписями и битьем бутылок, плохими словами и мыслями.

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.

Как известно, по одному из вариантов Хан Хутэ-баабай усыновил трех беркутов, которые впоследствии передали шаманский дар людям. От сожительства этих трех орлов с бурятскими женщинами пошел род ольхонских шаманов шабууни ноед.

Из книги П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «В ближайшей к материку скале находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Высота скал 30 и 42 метра. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 метров, ширина от 3 до 4,5 метра, высота от 1 до 6,5 метра. Вход в пещеру возможен с двух сторон – с северо-восточной и западной. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина. Шаманская пещера с давних пор почиталась ольхонскими бурятами-шаманистами и ламаистами. По верованиям бурят-шаманистов, пещера былa местопребыванием страшного духа-хозяина острова Ольхон Хан Хутэ-баабая и его сына – орла. В честь этих духов на острове Ольхон в старину часто устраивались кровавые жертвоприношения.

В старину в Шаманской пещере находилась ламаистская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности.

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема пещера на мысу Бурхан, установить трудно, потому что земля со дна пещеры еще в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры новокаменного века. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести».

По свидетельству посетителей пещеры в 1902 г., в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. У входа в пещеру на скалах были нарисованы белой краской изображения буддийских божеств, не сохранившиеся до наших дней.

С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. Всего удобнее рассмотреть это природное проявление зимой, со льда озера.


32. ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ САРАЙСКОГО ЗАЛИВА

Севернее мыса Бурхан находится великолепный песчаный пляж Сарайского залива, который протянулся на 3 км между мысом Бурхан и пос. Харанцы. Это излюбленное место отдыхающих из туристических баз пос. Хужира. Песчаные валы скрывают уютные поляны в глубине берега, окруженные сосновым лесом. Песчаная местность тянется примерно на километр в глубь берега. Чтобы попасть на пляж, надо сразу после выезда из поселка повернуть к берегу (1,5 км).

Улучшенная гравийная дорога от пос. Хужира до пос. Харанцы проходит далеко от берега. В первых числах июня вдоль дороги обильно цветет багульник, украшая подлесок ярким фиолетовым цветом. В пос. Харанцы находится аэродром для малой авиации и деревянный здание аэропорта, в котором при необходимости можно переночевать в гостевой комнате. На берегу Байкала, ниже аэродрома, летом устанавливаются два туристических юрт-кемпинга, в которых можно остановиться для ночлега.

За пос. Харанцы улучшенная гравийная дорога кончается. Первым препятствием для автомобиля становится ручей, летом его легко проехать. Но в конце октября намерзает лед, образуются острые ледяные кромки, и преодолеть ручей легковой машине трудно. Во время дождей черноземные участки за пос. Харанцы непроходимы даже для «Нивы». Липкая грязь забивается под крылья, и колеса буксуют на месте. Но дорога после дождей быстро высыхает. Вторым естественным препятствием являются пески в урочище Песчаном, особенно глубока колея на дороге при подъеме в гору. После песков предстоит преодолеть еще один трудный участок с глубокими ямами и обнаженными корневищами на дороге. Держаться необходимо дороги, которая идет выше. Дороги, идущие по лесу ниже, для легковых машин непроходимы.

В начале ХХ века вблизи пос. Харанцы, справа от дороги, был построен дацан. В 1923 г. в дацане постоянно находились пять лам, часто приезжали ламы из Хоринского дацана. В 1930 г. они были арестованы, и дацан прекратил свою деятельность.

Проживание

«ЮРТ-КЕМПИНГ», побережье у пос. Харанцы, летние кемпинги из юрт. Каждое лето устанавливается два лагеря: 10 юрт на 40 чел. в кемпинге «Фан» и 13 юрт на 26 чел в кемпинге «Гармония». В каждом кемпинге есть русская баня, ресторан-юрта, прокат скутеров, каноэ и велосипедов.


33. ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ ЗАЛИВА УЛУН-ХУШИНСКОГО (62 км, ПОВОРОТ К БЕРЕГУ В ПОС. ХАЛГАЕ)

Залив имеет 1,5 километровый песчаный пляж, летом здесь отдыхает много туристов. На песках обильно цветет чабрец. К берегу залива только в северной части подходит редкий лиственный лес, вся центральная и южная часть побережья залива представляют собой открытое степное пространство, малопривлекательное для устройства туристской стоянки. С северной стороны в редком лиственном лесу каждое лето устраивается летний детский, спортивный лагерь.


Проживание

Летом на берегу Улан-Хушинского залива работает туристическая база в щитовых домиках «Золотой воблер», рядом с пос. Халгаем, остров Ольхон. Туристическая база располагает 10 домиками на 36 мест, столовой, баней.


34. УРОЧИЩЕ ПЕСЧАНОЕ (67 км)

Урочище Песчаное расположено в 20 км севернее пос. Хужира в заливе Нюрганская Губа и известно своими живописными песчаными дюнами. Постоянные ветры, дующие с моря, переносят песок с берега и образуют песчаные отложения, которые в виде высоких холмов, гряд, дюн занимают площадь около 3 км2. Это самые крупные по площади песчаные отложения не только на острове Ольхон, но и на всем западном побережье Байкала.

На песчаных дюнах растет редкое растение, не встречающееся больше нигде в мире, – астрагал ольхонский, многолетник из семейства бобовых. Цветет в июле. Размножение семенное, бобы достигают не более 1 см в длину.

В 1950 г. на берегу построили рыбацкий поселок из 20 домов. К 1970 г. его почти засыпало песком, и жители вынуждены были покинуть его.

Хорошие места для отдыха можно найти на побережье не доезжая поселка, если повернуть к берегу, сразу после спуска к песчаному урочищу. Интересна прогулка вглубь песчаных холмов, особенно красиво здесь осенью, когда листва становится разноцветной. На кромке леса, там, где пески обрываются, можно встретить ходульные деревья, поднявшиеся над песком на 30–40 см на своих корнях. Их высота значительно меньше, чем у знаменитых ходульных деревьев в бухте Песчаной, но, наблюдая за ними на протяжении последних лет, отмечают увеличение обнажения корней. Возможно, через несколько десятилетий их высота сравняется со знаменитыми  ходульными деревьями в бухте Песчаной.

Царское правительство России вынашивало планы строительства в этом месте каторжной тюрьмы и отселения в связи с этим местного бурятского населения с острова. В 1913 г. на острове даже работала комиссия по выбору места под ее строительство. Но из-за начавшейся вскоре в стране революционной смуты тюрьма так и не была построена.


35. МЫС САГАН-ХУШУН (86 км)

Саган-Хушун – «белый мыс» – чрезвычайно живописный скалистый мыс (N55°23,558 E107°43,710) протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Находится он в 4 км от северной оконечности острова. Это уединенное место трудно найти с суши из-за отсутствия заметной дороги к нему и ориентиров, а со стороны озера скалы сливаются в однородный километровый скальный обрыв. Лишь вблизи скалы как бы расступаются, открывая взору замкнутую монолитными стенами маленькую бухту. При полном штиле здесь можно высадиться с катера класса «Ярославец» по носовому трапу прямо на берег. По едва заметной тропе подняться на плато острова – это одно из редких мест в северной части острова, где имеется спуск к воде. Выше средней скалы имеется небольшая пещера, ориентированная входом на запад. Карстовая пещера длиной 9 м, шириной 6 м и высотой 2,5 м, вероятно, раньше имела продолжение. Сейчас проход закрыт большим треугольным камнем, но о наличии продолжения свидетельствует тяга в карстовых отверстиях в своде пещеры. Судя по находкам обломков керамики в песчаных отложениях на полу пещеры, она служила временным убежищем для древних людей Прибайкалья.

На уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой Средний брат, севернее небольшой бухты, куда можно войти на катере. Его размеры достаточны, чтобы заплыть внутрь на лодке. Длина составляет 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. Особенно эффектен этот грот в ледяном убранстве зимой. Другой глубокий волноприбойный грот находится восточнее скалы Меньший брат и ориентирован входом на север. Его можно осмотреть только зимой: заползти по льду в узкий 14-метровый ход.

Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной формы, известными у местного населения под названием Три брата. Красивы они в лучах заходящего солнца. Особую мистическую красоту этого места так описывает В. Распутин: «С этой скалы трудно смотреть на Байкал – так переполнен он силой, мощью, небом и водой, так великограден он по сторонам, где протягиваются горы, и великоположен могущественным и таинственным путем посредине. При виде этой картины приходят в смятение чувства и жалкует ум.

Тут и выбирал я место для покойствующего Чингисхана. Сюда бы приводил я грешников всякого рода, чтобы видели они, против какого мира идут войной; здесь находить слабым душам утешение, больным выздоровление, чрезмерно здоровым гордыней и самомнением – усекновение».


36. МЫС ХОБОЙ (90 км)

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада. Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу. Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. Для посещения самого длинного из гротов (19 м) нужен фонарик. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда (см. «К ледяным гротам Малого моря»).

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.

В южной части острова сохранились реликтовые степи, остатки древнейшей сухолюбивой растительности, которая раньше покрывала большую часть Приангарья и верховья Лены.

Автомобильная дорога заканчивается в 500 м от мыса. Пешеходная экскурсия на мыс дает наглядное представление о происхождении острова. С мыса Хобой отчетливо видна перекошенная тектоническая глыба острова, отвесно обрывающаяся на восток 200–300-метровыми скалами и полого спускающаяся на запад в сторону Малого Моря. На травянистых склонах мыса в большом количестве произрастает чабрец (богородская трава), хорошо известное домашнее лечебное и тонизирующее средство. Цветет чабрец с июня по август.

Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос. Отсюда очень удобно наблюдать восход солнца. Солнечный диск появляется из-за гористого полуострова Святой Нос, и при прозрачной атмосфере это зрелище со стелющимися над водной поверхностью клочьями тумана очень живописно. На вершине восточного берега острова, вблизи мыса Хобой, имеется рядом два грота (N53°24,30 E107°47,11), ориентированных выходами точно на восход солнца. Ровные сухие площадки гротов, засыпанные песком, удобны для ночлега в спальнике, и восход можно наблюдать, не вылазя из спальника. На западной стороне оконечности острова находится наклонная площадка, где совершаются весной общеольхонские шаманские тайлаганы. Отсюда виден скальный клык мыса Хобой, и на этой площадке установлены деревянные сэргэ – столбы для коновязи. Внизу на побережье, южнее этого места, в двух метрах выше пляжа Малого Моря, имеется сквозная пещера с разветвлением вглубь горы. Севернее, непосредственно у скалы Хобой, можно сфотографировать сквозную арку с видом на западное побережье острова.

Напротив летника Хобой есть крутой спуск на галечный пляж восточного берега острова. В хорошую погоду здесь можно останавливаться ночевать на катере. Глубина дна позволяет вплотную подойти к галечному пляжу и закрепить для ночной стоянки катер на растяжки. Утром здесь великолепная рыбалка. По тропе можно подняться на плато острова и за 2–4 часа совершить пешеходную экскурсию на мыс Хобой.

Возвращаться интересней по восточному обрывистому краю острова: проехать 5–6 км по едва накатанной дороге, идущей в 10–30 м от края скального обрыва высотой 100–150 м, а затем выехать снова на основную дорогу.

На восточном обрывистом берегу острова есть живописная скала (N53°22,630 E107°46,755, высота над уровнем моря 567 м) около которой привлекательно сфотографироваться.


37. МЕСТНОСТЬ УЗУРЫ (80 КМ)

Узуры – первая от мыса Хобой пологая падь, выходящая на восточный берег Ольхона.

Единственное место на севере острова, где автомобильная дорога спускается к воде. На берегу залива расположен пос. Узуры, где имеется постоянно действующая метеостанция. Сначала по тропе, а затем без нее можно за 1,5–2 час. подняться вправо в гору, откуда открывается величественная круговая панорама Байкала, северной оконечности острова Ольхон и Малого моря. Подниматься лучше сначала по тропе вдоль берега, а потом по скальному гребню. Когда он становится узким, надо обойти гребень с левой стороны по травянистому склону. Спускаться обратно лучше через лес прямо к пади Узур или к тропе на байкальском берегу.

С левой стороны долины в графитовых мраморах есть небольшая пещера (5´1,5´2) и двухметровая изящная скалистая арка. В сланцево-мраморных скалах геологами найден минерал – изумрудно-зеленый турмалин.


38. ГОРА ЖИМА (1276 м, МЫС ИЖИМЕЙ)

Гора считается священной у местного населения. Это самая высокая точка острова. Название местности Ижимей происходит от слова «эжин» – хозяин местности. Древние шаманские мифы повествуют о божестве грома Угэтэ-нойоне, сыне Божественного Неба, пожелавшем обосноваться здесь, рядом с знаменитым ольхонским шаманом Нагре-бо, но затем он уступил свой дворец на г. Жима шаманской чете, а сам перебрался ближе к озеру. По преданию, священная гора Жима была обиталищем духов и божеств. На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, ольхонскими шаманами. Ольхонский краевед Н.М. Ревякин, в 1950-е гг. посетивший вершину Ижимея, свидетельствует о нахождении на вершине горы строения в виде чума, крытого лиственничной корой, и небольшой деревянной избушки, в которой находился столик-алтарь со следами обильных жертвоприношений. Дух горы представляют в образе древнего старика с бородой. Неоднократно местные жители рассказывали, как старец с длинной белой бородой помогал заблудившимся в лесу на склонах мыса Ижимей детям выйти из леса к жилью. Вера в его существование настолько велика, что эти рассказы можно услышать по сей день.

Существует несколько вариантов легенд, связанных с обитанием на этой вершине хозяина острова. Согласно одной из них, после поединка между небожителями за право обладания островом победитель удалился на священную гору мыса Ижимей, чтобы рассмотреть свои новые владения. С вершины ему открылась величественная панорама: со всех сторон просматривалась синяя гладь озера с горами на горизонте, а вокруг горы простиралась густая зеленая тайга. На время отсутствия, для охраны своих владений, небожитель оставил в пещере слугу в виде медведя с белой полоской на шее, который, как считается, до сих пор живет в пещере и наказывает незваных гостей за вторжение в свои владения. Система запретов, табу, на посещение этой горы всеми, кроме шаманов, известна с древних времен. В сознании шаманистов эта гора является священной, где посредством ритуала осуществляется связь с миром духов.

В конце XIX в. исследователь Байкала И.Д. Черский записал со слов местных жителей: «На острове самая высокая гора Ижимей. По поверью ольхонских бурят, на ней находится громадный бессменный медведь в цепях. На эту гору буряты не осмеливаются заходить». 

На западном склоне растет реликтовый ельник. Площадь его 340 га. Плотность ельника настолько велика, что другие породы здесь не растут.

Пешеходная экскурсия на гору утомительна и требует целого дня. Идти приходится без тропы по густому лесу. Источников воды нет, поэтому воду необходимо нести с собой.

Между мысами Ижимей и Хара-Хушун, в 10 км к северу-востоку от берега, зафиксирована наибольшая глубина Байкала – 1637 м (в 5,5 мили к северо-востоку от мыса Ижимей). В этом месте крутизна подводного склона вдоль восточного побережья острова Ольхон между мысами Ижимей и Ухан, достигает 30-40°. шириной. Самые глубокие каньоны глубиной до 90–100 м и шириной от 2-х до 15–20 м расположены с восточной стороны острова Ольхон, южнее мыса Ижимей.
Путешествия, туризм, отдых
Большое количество информации по туризму и отдыху в Байкальском регионе.
Байкал
Перед путешествием
 
Вокруг Байкала
Автомобильный маршрут на Малое море
Водные путешествия
Северный Байкал
Путешествие на автомобиле
Вертолетные экскурсии
Охота и рыбалка
Спортивные туры
Опасность
Буряты на Байкале
Шаманизм
Иркутск
Иркутская область
Сибирские обычаи и кухня
Курортные местности
Санатории и дома отдыха