туризм и отдых на озере Байкал
Байкал
Материалы о Байкале (флора, фауна, населенные пункты, парки и заповедники, туризм и мн. др.).
Гидрология Байкала
Реки Байкала
Флора Байкала
Фауна Байкала
Иркутская область
Республика Бурятия
Населенные пункты
Национальные парки и заповедники
Туризм и отдых
История и легенды
Гринпис на Байкале
Достопримечательности

Иркутск - поселок Култук

Иркутск - поселок Култук(98 км, хорошая горная асфальтированная дорога)

Живописная дорога проходит через густую сибирскую тайгу Прибайкальских гор. На всем протяжении пути рядом с дорогой густые таежные заросли с ягодниками и кедрачами. О богатствах тайги напоминают редкие продавцы кедровых орехов и шишек на обочине. Дорога часто поднимается в горы, откуда видны бескрайние таежные пространства, в хорошую погоду на горизонте – заснеженные пики Восточного Саяна. Узкая извилистая дорога с крутыми подъемами и спусками требует повышенного внимания водителей, особенно в период осенне-зимнего гололеда, из-за которого скорость движения замедляется до 10–15 км/ч. Особенно сильный гололед бывает на горных участках за пос. Моты (53 км), когда выпадает свежий снег осенью и в начале зимы. Большегрузные машины в такие дни не могут подняться на перевалы. Встречных машин на тракте немного. Интенсивность движения возрастает в ягодный сезон: в августе – сентябре. Дорога от Шелехова до Мотского перевала в 2003 г. практически вся реконструирована заново. Осталось только два участка с неприятным ребристым гофром на асфальте: на спуске к пос. Моты и к пос. Култуку.

До Шелехова от Иркутска плотный поток машин. После Шелехова машин становится мало. На въезде и выезде из Шелехова (17 км) расположены бензозаправочные станции и на выезде шиномонтажная станция, еще одна бензозаправочная станция работает на повороте к Мотам, и следующая будет только в Култуке. Впрочем, одного полного бака хватает с лихвой для поездки от Иркутска до Ниловой Пустыни и обратно. Беспокоиться о заправках совсем не стоит – их на трассе много.

В Шелехове, перед мостом через Транссибирскую магистраль, можно повернуть на асфальтированную дорогу в пос. Большой Луг, затем по лесной грунтовой дороге (9 км) в долине речки Ханчин снова выйти на трассу М-55 на 42 км (спуск из Иркутска к пос. Моты) или проехать в таежный район верховья реки Олхи через станции «Россоха» и «Орленок». Выще ст. Орленок по лесовозным дорогам можно доехать до скальников Витязь, популярных среди скалолазов Иркутска. Проехать по этим грунтовым дорогам можно на любой машине без каких-либо проблем, и этот крюк может быть привлекателен для любителей новых таежных мест.


РОССИЙСКИЙ КОЛУМБ

Экспедиция по устройству русских поселений в количестве 192 человек на трех парусных суднах «Три спасителя», «Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица» и «Архистратиг Михаил» во главе с Шелиховым отправилась из Охотска 24 августа 1783 г. Плавание продолжалось четыре года. Результатом усилий Г.И. Шелихова явилась закладка множества русских поселений на Алеутских островах и на побережье американского материка. От Кенайского залива на Аляске до бухты Льтуа были вкопаны пятнадцать чугунных столбов с медными русскими гербами и словами: «Земля российского владения». В поселениях было заведено хлебопашество, открыты школы для местного населения, исследованы и описаны многие острова, была налажена торговля с аборигенами. Шелихов мечтал со временем увидеть Русскую Америку многолюдной, процветающей, с множеством поселений, с собственной столицей Славороссией. Русские после смерти Шелихова в лице Российско-Американской компании владели всей Аляской, многими островами и почти всем американским побережьем вплоть до Калифорнии.


ШЕЛЕХОВ. Рабочий поселок основан в 50-х гг., статус города с 1962 г. Молодой город назван по имени Г.И. Шелихова. Население – 52 тыс. жителей. Слева от дороги остаются Иркутский алюминиевый и Иркутский кабельный заводы, а центр города справа. В городе имеется Музейно-выставочный центр Г.И. Шелихова в квартале 18. Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности российского Колумба Г.И. Шелихова, который в 1783 г. возглавил четырехлетнее плавание на Алеутские острова и побережье американского материка для закладки русских поселений.

После перекрестка с дорогой на пос. Баклаши, расположенный на берегу р. Иркута, перед стоянкой автомобилей и станцией шиномонтажа, справа от дороги, находится магазин «Горячий хлеб» Шелеховского хлебозавода. Работает без перерыва и выходных с 8.00 до 20.00. Это последняя торговая точка на маршруте, где можно запастись свежим хлебом.

На 27 км кончаются поля, и после воинской части «Чистые ключи» дорога начинает на 30 км затяжной подъем (7 км) в горы. Летом 2003 г. этот участок полностью заново заасфальтирован. На 44 км слева от дороги – характерный пьяный лес, возникший в 1994 г. после обильного мокрого снегопада, прошедшего в сентябре, когда на деревьях еще были листья. Под тяжестью снега деревья гнулись и ломались. Такого катастрофического снегопада старожилы не помнят с начала века. За прошедшие десять лет лес оправился, и о последствиях катастрофического снегопада напоминает только повышенный бурелом, заметный в этой местности.


В пос. Моты (46 км) можно свернуть к берегу р. Иркута (4 км). Здесь, на левом берегу Иркута, возвышается красивый Шаманский утес из красных песчаников, вершина которого видна с трассы. Напротив него в лесу расположены пионерские лагеря, и ниже по течению – поселок. Свободных для отдыха зон здесь немного, и, если есть желание отдохнуть на берегу Иркута, лучше всего из поселка Моты повернуть направо, на речную террасу реки, которая расположена ниже по течению от поселка. Переправившись через паромную переправу, расположенную выше пос. Моты, можно попасть в пос. Шаманка и по старым лесовозным дорогам доехать до Ангарска (64 км). Вдоль этой дороги располагаются старые лесосеки и обильный брусничник, который осенью привлекает большое количество ягодников.


ПИТАНИЕ. Справа от дороги в пос. Моты находится кафе «Наташа». Горячие обеды и традиционные шашлыки – круглосуточно.

С 49 км начинается извилистый, узкий и затяжной подъем, так что закладывает уши, с «тещиным языком» на 52 км. На 53–54 км у пересечения с просекой, где круглогодично бьет родник, в июне 2003 г. открылся новый трактир «Святой источник», вполне городской по содержанию с ресторанной сервировкой и уютным залом, украшенным резными деревянными столбами, как в русских сказочных теремах, и камином. Пожалуй, на сегодня этот трактир самый привлекательный по оформлению и сервировке столов на трассе от Иркутска до Култука, который стоит посетить. Работает он с 9.00 до часу ночи. Достаточно заметить, что здесь даже предлагают фирменные торты собственной выпечки «Наполеон». Ниже трактира имеется смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама долины реки Иркута.

На 72 км круглосуточно работает еще одно кафе - «Каретный двор» с площадкой для отстоя большегрузных машин. Это кафе, из-за возможности спокойно провести ночь, ценят водители-дальнобойщики. С 73 км в районе Глубокой начинаются орехово-ягодные места. В августе-сентябре на растущих вдоль дороги кедрах появляются спелые шишки. В этих местах много съездов на лесные дороги, но проехать по ним можно только на вездеходах. Перед р. Зазарой по лесным дорогам на машине повышенной проходимости можно практически доехать до впадения р. Зазары в Иркут (до Иркута останется пройти от машины меньше километра вниз по тропе).

Между 74 и 75 км дорога пересекает Транссибирскую железную дорогу. Автоматический шлагбаум переезда расположен внизу крутого спуска, и перед ним зимой на дороге часто образуется ледяной скользкий накат.

После въездного знака «Слюдянский район» с 88 км начинается затяжной десятикилометровый спуск к Байкалу. Если остановиться между 95-96 км и подойти к красному дорожному знаку «Крутой поворот», то отсюда будет хорошо виден железнодорожный тоннель Транссибирской магистрали. Фотографии, сделанные с этой точки, украшают некоторые издания о Восточно-Сибирской железной дороге.

Чуть ниже, после нескольких «тещиных языков», открывается панорама южной оконечности озера Байкал, часто затянутой пеленой тумана. Характерная особенность – здесь мало снега. Даже в январе пос. Култук бывает без снега.

ПИТАНИЕ. На смотровой площадке 97 км местные жители в любое время года продают горячие пирожки, байкальскую рыбу на любой вкус: вяленую – под пиво, свежую – для ухи, соленую – для стола, омуль холодного и горячего копчения, омулевую икру. Рядом работает несколько новых кафе, напротив смотровой площадки кафе «Байкал» с каминным залом, чуть выше в стеклянном здании кафе «Серпантин».


КУЛТУК, поселок. Отсюда виден один из старейших населенных пунктов Восточной Сибири пос. Култук. Култукский острог поставлен весной 1647 г. дружиной Ивана Похабова. Внизу, по берегу Байкала, проходит Кругобайкальская железная дорога. Напротив поселка отчетливо виден Шаманский мыс, на полкилометра вдающийся в Байкал. В прошлом он был местом для совершения религиозных обрядов. Буряты называли этот мыс Айха-Шулун – «страшный камень». На мысе имеются пляжи, на которых любят загорать и купаться дети. Температура воды летом здесь более высокая, чем в других районах побережья, и в августе она повышается до 17–19 °С.

Слово «култук» тюркского происхождения и означает «залив, угол, тупик». По имени этого залива назван южный ветер на Байкале – култук, обычно приносящий дождливую погоду на озеро.

В пос. Култук дорога раздваивается: одна ведет в Улан-Удэ, другая – в Тункинскую долину и в Восточный Саян. Из пос. Култука начинается дорога (А-164) до пос. Монды на границе с Монголией.
Путешествия, туризм, отдых
Большое количество информации по туризму и отдыху в Байкальском регионе.
Байкал
Перед путешествием
 
Вокруг Байкала
Автомобильный маршрут на Малое море
Водные путешествия
Северный Байкал
Путешествие на автомобиле
Вертолетные экскурсии
Охота и рыбалка
Спортивные туры
Опасность
Буряты на Байкале
Шаманизм
Иркутск
Иркутская область
Сибирские обычаи и кухня
Курортные местности
Санатории и дома отдыха