Шаманские практики схожи во всем мире, в большинстве описаний много общего:
применение галлюциногенных веществ, бубна, танца, символического шаманского
костюма, помощь окружающих (их вера в силу шамана) в обряде, экстаз шамана –
по-бурятски «онго оруулаа» (пустить в себя онго). Онго – транс, особое
возбужденное состояние, сопровождаемое плясками и камланием (бессвязное
бормотание и заклинание духов).
Заклинание духов считается важным проводить по памяти, правильно и уважительно
обращаясь от низших духов к высшим. Заклинания нельзя читать с текста – их
следует произносить наизусть на родном языке духов. Произносить шаманскую
молитву – дурдалга – простому человеку вне обряда, ради развлечения
категорически запрещалось, иначе боги или духи накажут. Обращаться к шаманскому
обряду без важных на то оснований было также нельзя.
К возбуждающим и галлюциногенным веществам относятся табак, грибы, пейот,
наркотик ЛСД. В качестве психоделики в Сибири предпочитали гриб Amanita muscaria
– красный мухомор, который употребляли в засушенном виде. В Южной Америке
наиболее сильнодействующими считаются кактус пейот (К. Кастанеда) и йаге (М.
Харнер).
Магическая музыка с ритмической барабанной дробью, звук трещоток, раскачивание в
трансе и особые танцевальные движения с закрытыми глазами способствуют
стимуляции работы мозга. По свидетельству Майкла Харнера, ритм в 200–220 ударов
в минуту способствует шаманскому путешествию с первой попытки для 90 %
обучающихся. Правильная магнитофонная запись барабанного боя, по мнению М.
Харнера, может оказаться эффективным средством для помощи вхождения в шаманское
состояние сознания, однако, по свидетельству практикующих сибирских шаманов, они
предпочитают ритм барабана в такт своему сердцебиению. У каждого шамана свой
строго индивидуальный ритм. Прослушивание магнитофонной записи чужого
барабанного боя равносильно ускоренному режиму чужого такта и может оказывать
угнетающее воздействие на психику человека. Доказано, что ритмический барабанный
бой воздействует на активность мозга. В терминах шаманизма в бое барабана
закодирована информация, необходимая для перехода в тонкий мир.
Бубен является одним из главных атрибутов шаманского культа. Его хранили в
вертикальном положении и следили, чтобы он оставался живым, чтобы дух не покинул
его, чтобы отверстие на коже бубна не затянулось. У шаманов высокого уровня
посвящения могло быть много бубнов. Чужими бубнами пользовались редко, если
такое случалось, то его предварительно обязательно очищали дымом, сжигая в огне
богородскую траву, можжевельник или пихтовую кору – жодоо, взятую с живого
дерева со стороны восхода солнца. Бубен, показавший свое бессилие при лечении
больного (если больной умер), становился непригодным для своего дальнейшего
использования.
Наличие шаманского костюма с железными подвесками, изображающими зверей и птиц –
помощников шамана в его путешествии было не обязательным условием для вхождения
в состояние онго. Опытный шаман высокого посвящения мог совершать шаманское
путешествие в другой мир за утраченной силой без использования бубна и без
шаманского костюма. У современных бурятских шаманов не сохранились старинные
шаманские костюмы, и свои обряды они выполняют сейчас в национальных костюмах
или даже в современной одежде.
Для обрядов, кроме привычных шаманских атрибутов, могут использоваться необычные
камни: небесные камни (буудал – «метеориты»), нефрит, кварц. Предметы силы,
используемые в шаманской практике, бережно хранятся завернутыми в материю в
потайных местах, чтобы никто не мог случайно их увидеть. Шаман считает, что надо
знать историю вещи, – вот почему магические предметы необходимо найти самому в
чистой местности. Настоящий шаман собирает их всю жизнь. «Когда вы гуляете по
лесу или бродите по диким местам, ищите предметы для шаманской работы. Те,
которые чем-то привлекают вас, могут обладать силой. Предметы силы нельзя
показывать посторонним и говорить об этих предметах, иначе они могут утратить
эту силу» [1].
Желаемые изменения в результате обряда могут произойти мгновенно при правильном
применении магических сил, при проведении обряда прирожденным шаманом с
предметами, наделенными волшебной силой, в очищенном пространстве или в
определенных священных точках, при строгом соблюдении ритуала и точной
формулировке заклинаний. Важно место проведения обряда, время суток и года, сила
и чистота магических предметов, вера присутствующих, связь с духами и богами.
Среди своих пациентов шаман, в первую очередь, выделяет людей, верящих в силу
шаманизма. Помощь таким людям, особенно с душевными расстройствами, бывает
наиболее эффективной. Автор книги «Дух шаманизма» Роджер Уолш, рассматривающий
шаманизм с точки зрения психотерапии, отмечает эффект плацебо – эффект веры в
шаманизм, когда любое средство эффективно при условии, если пациент верит в то,
что оно сработает.
Шаманское путешествие по своей сути аналогично опыту яркого сновидения, которое
в настоящее время принято называть термином «осознанный сон». С точки зрения
тибетского буддизма, пространство, по которому путешествует йог в своих
сновидениях, считается построениями ума. Однако шаманы больше веруют в
реальность мира духов и не соглашаются, что их яркие сновидения и общение во
время сна с умершими – только результат человеческой фантазии. Видения, которыми
сопровождается шаманский транс, широко описаны в специальной литературе об
измененных состояниях сознания. Современные исследователи отмечают сходство
переживаний независимо от способа вхождения в измененные состояния сознания
посредством различных форм духовных практик. Другими словами, совсем
необязательно облачаться в шаманский костюм, чтобы испытать шаманское
путешествие.
Шаманское состояние – одновременное нахождение в двух разных реальностях,
сопровождается трансформацией образов и самого мира: переменой в мыслительных
процессах, изменением характеристик привычного мира, единением с другими людьми,
животными, природой, Богом. В измененном состоянии сознания становится возможным
создание целых миров, рождение гор, свободный полет с посещением неземных мест
необыкновенной красоты и божественной гармонии, которых не бывает в реальной
жизни. Если бы эти места существовали на самом деле, то они, безусловно, были бы
известны всему человечеству, как природные феномены гармонии и красоты. Во время
таких видений происходит более детальное восприятие необычной реальности, чем
наяву. Например, становятся возможными раздельное восприятие и отчетливая
регистрация одновременно большого количества, неуловимых при бодрствовании,
разных по размеру и сверканию брызг волны прибоя, чего не бывает в обычной
жизни. Типичными для сновиденческих образов бывают разговоры с дикими животными,
умершими родственниками и полеты во сне. В результате воспоминания о шаманском
мире оказываются продолжительней и ярче, чем о реальных местах, посещаемых за
время своей жизни. По определению одного из основателей трансперсональной
психологии Станислава Грофа: «Увиденное не вмещается ни в какие понятия и
категории. Ошеломляющее вторжение незнакомых измерений бытия почти невозможно
передать словами. Такие переживания позволяют нам стать другими людьми, группами
людей, животными, растениями и даже неорганическими элементами природы и
космоса. В этом процессе время перестает быть препятствием, и события прошлого и
будущего легко доступны, как если бы происходили в настоящем». Шаман не может
долго удержаться в этих местах, но в сновидениях можно вернуться на это место
повторно. Опыт подобных сновидений в настоящее время доступен не только шаманам,
но и всем желающим. С позиций неошаманизма конца ХХ века, стать шаманом может
каждый. С позиций ведущих ученых, исследующих это явление, измененные состояния
сознания – это не плод человеческой фантазии, а новый, еще недоступный для
большинства людей уровень мира.
Мир снов для шамана неразрывно связан с миром духов и важен в повседневной
жизни, но доказать реальность существования необычной реальности и принести из
своего шаманского путешествия что-либо вещественное или какое-либо знание,
которое можно было бы практически проверить в бодрствующем состоянии ни один из
шаманов не смог. Механизм забвения сверхчувственной информации, табу на перенос
информации из одной реальности в другую еще не изучены.
Странные переживания во время сна и впечатляющие сны со сложной структурой
мыслеобразов, видения умерших, запоминание их слов после просыпания и т.д.,
становятся для шамана неотъемлемой составляющей шаманского путешествия. Сны
трактуются как предупреждения и становятся побудителем для проведения различных
шаманских обрядов по задабриванию духов умерших. Поиск тайного смысла сновидения
шамана – это зачастую единственный шаманский опыт современных шаманов. Состояние
онго, сопровождаемое трансом, в состоянии бодрствования сегодня чрезвычайно
редко фиксируется у практикующих шаманов и, судя по их рассказам, знакомо чаще
из снов.
Характерными чертами шамана являются:
- наследственная передача шаманского дара (утха)
- отличительный знак на теле – тэнгэрийн тэмдэг («божественная
отметина»)
- способность видеть духов и общаться с ними
- магический полет души шамана
- способность целительства
- сверхчувственное восприятие
- укрощение огня
- понимание языка животных
- знание обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов
- главный хранитель устного эпического творчества, традиций и обычаев
своего народа