
Христианство и его ветвь -
Православие - на Руси
вызвали своеобразный пласт
русской культуры - храмовую
архитектуру, которая являет
собой воплощенный синтез
материи и духа. Культовое
зодчество соединило в себе
земное и небесное,
материальное и идеальное.
Превосходство духа над
материей, высокая культурная
значимость храмов в городе
подчеркивалась
разнообразными
композиционными приемами. На
плане города храмы
располагаются не случайно, а
закрепляют основные узлы и
оси. Так, в панораме
Иркутска хорошо читается
средоточие культовых
построек в ансамбле
Тихвинской площади, ряд
церквей был расположен вдоль
главных транзитных улиц -
Байкальского, Московского и
Якутского трактов. Для
строительства храмов широко
использовались элементы
рельефа. Выражением синтеза
природы и градостроительства
явилось расположение храмов
по берегам рек Ангары и
Ушаковки.
В Иркутске к началу ХХ века
существовало более 30
православных отдельно
стоящих храмов, из которых
24 было каменных. К
сожалению, многие из них
были уничтожены
богоборческой властью
(Кафедральный Казанский
собор, Вознесенский собор,
Благовещенская, Тихвинская
[1], Успенская,
Александринская и др.
церкви), некоторые
перестроены до
неузнаваемости
(Владимирская), обезглавлены
(Иерусалимская [2],
Покровско-Сретенская).
Несколько церквей до
последнего времени
находились в аварийном
состоянии (Харлампиевская,
Николо-Иннокентьевская),
сейчас принято решение о их
восстановлении. Несколько
церквей уже частично
восстановлены (Казанская
[3], св. равноапостольного
Князя Владимира [4],
Троицкая, Преображенская) и
в них возобновлены
богослужения. Строятся и
новые церкви - так на месте
авиакатастрофы 1997 года
возведен Рождественский храм
[5], а на территории
Ивано-Матренинской больницы
закончилось строительство
церкви Ксении Петербуржской.
Архитектурным памятником
XVIII века, первым каменным
зданием города является
Спасская церковь (1706 г.)
[6]. Восточная наружная
стена храма украшена
живописью, сюжеты которой
были навеяны историей
Иркутска.
Богоявленский собор
(1718-1746 гг.) в отличие от
Спасской церкви, имеет более
сложное композиционное
решение. В его архитектуре
соединены традиции
древнерусского посадского
храма с приемами и формами
барокко. Внутреннее
помещение трапезной украшено
росписью, восстанавливается
Главный алтарь и иконостас.
Самой необычной по
архитектуре является
Крестовоздвиженская церковь
(1747-1760 гг.) Ничего не
известно ни об авторе этого
сооружения, ни об этапах его
строительства. Уникальная
декоративная пластика
фасадов [7] остается
неразгаданной. Традиционная
для Руси ярусность достигает
невиданной изощренности
форм. Фигурный купол храма и
грушевидные венчания
восьмериков имеют очень
напряженный абрис и
пластику. С разных сторон
зритель получает все новые
впечатления, позволяющие
насладиться постепенностью
раскрытия образа церкви.
Знаменская церковь
(1754-1794 гг.) расположена
на территории Знаменского
женского монастыря. Ее
фасадный декор сохраняет
связь с древнерусским
зодчеством, но общий
характер принадлежит
сибирскому барокко. Внутри
этой церкви находится рака с
нетленными чудодейственными
мощами Святителя Иннокентия,
который по праву считается
святым, окормляющим
Иркутскую землю.
В 2001 году на месте алтаря
Кафедрального собора,
взорванного в августе 1932
года, была открыта часовня
Казанской иконы Божией
матери. Часовня по форме
повторяет одну из угловых
башен собора [8].