
Подъемом
утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные
бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы «Аква-Эко». Поднять автомобиль можно с
глубины до 40–50 м, глубины в 60–80 м – предельные для работы подводников.
Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса,
редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она
останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке,
обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной
конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед,
в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и
затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с
провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется
мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в
1,5–2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют
ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом.
Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем
накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы
ЛУАЗ всплыл на поверхность.
Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды
летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там
ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру
чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой.
Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина
вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из
толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров,
как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45
градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной
над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с
машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива.
Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла
попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное
масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и
свечи.