АРШАН – целебный источник. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений.
Как правило, обряды просительно-благодарственного характера (угощение эжина
аршана вином, привязывание ленточек) совершаются дважды: по случаю приезда – с
просьбой дать здоровье, освободиться от недуга и по случаю отъезда – в знак
благодарности.
АЙХА – священная шаманская роща, где проводятся шаманские обряды (место
захоронения шамана), где запрещается бывать женщине, производить какие-либо
работы, рубить лес.
БАРИСА – сакральное место, где производится приношение духам. Обычно на бариса
устанавливается сэргэ – деревянные или каменные столбы.
БУУДАЛ – небесный камень, метеорит как считается, спустившийся с неба от предков
и заключающий в себе магическую силу. Используется при некоторых шаманских
обрядах.
БУРХАН – восточномонгольский топоним. Получил широкое распространение в языках
жителей Центральной Азии и обозначает понятие «Бог, Будда».
ДУРДАЛГА – шаманская молитва, призывание духа. Шаманская молитва должна
произноситься по памяти, ее не принято читать с текста. Произносить дурдалга
простому человеку вне обряда, ради развлечения, категорически запрещалось, иначе
боги или духи накажут.
ДУХААЛГА (дуhаалга) – капание, брызганье молоком, свежезаваренным чаем или
спиртным. Обычай капать или брызгать вином или водкой на тлеющие угольки костра,
на землю, стол или в сторону вверх связан с обрядом жертвоприношения духам.
Обычно, слегка прикасаясь к спиртному безымянным или средним пальцем, брызгают
только один раз из открытой бутылки.
ЖОДОО – пихтовая кора, применяемая шаманом для воскурения и очищения во время
обрядов жертвоприношения. Кора берется с живого дерева со стороны восхода
солнца.
ЗАЛАА – узкие полоски разноцветной материи, ленты, кисточки на атрибутах шамана,
или их привязывают на ветки священных деревьев. Привязывая полоску материи в
месте обитания эжина, человек обращается к нему с просьбой или загадывает
желание. На материи иногда пишут священные молитвы или отдельные мистические
изречения. Считается, что, когда ветер колышет ленточку с написанными на ней
молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в
это время занят другими делами. Привязыванию паломниками разноцветных лент в
определенных местах возле монастырей ранее приписывалась чудесная сила отгонять
все злое от монастырских стен.
ЗААРИН – самое высокое духовное звание шамана, присвоенное ему после девятого
посвящения.
ЗАЯАНЫ – духи-покровители племени, рода, духи шаманов и нойонов, героически
погибших, совершивших при жизни подвиги или чудеса, оставшиеся в памяти народа.
ЗУРАГ – рисунки на скалах, камнях, изображение онгонов на лоскутках материи.
НОЙОНЫ – небесные повелители, сыновья (хаты) божественных тэнгриев, спустившиеся
с неба вершить судьбы людей. Это высшие после тэнгриев духи. Названия 13
северных повелителей в различных источниках не совпадают, однако некоторые из
этих имен повторяются, например хозяин острова Ольхон, по-бурятски – Хаан Хутэ
баабай (Хан Гхото баабай), сын главы 55 западных небожителей.
ОБО – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где
надлежит поклоняться духам. Чаще всего встречается в виде пирамидальной груды
камней (приношение камней), но может быть сложено и в виде шалаша из веток.
ОНГО ОРУУЛА – (пустить в себя онго). Онго – транс, особое возбужденное
состояние, сопровождаемое плясками и камланием (бессвязное бормотание и
заклинание духов).
ОНГОНЫ – изображения духов предков, тотемы племени и рода. Они делались из
дерева, металла, глины, войлока в виде человеческих фигур или животных. Известны
их изображения на ткани. Онгонов делали для вселения в них духов, время от
времени их задабривали, чтобы духи покровительствовали семье, ремеслу, охоте. В
каждой семье имелось по несколько онгонов для разных духов.
Появление онгонов относится к глубокой древности. По свидетельству Марко Поло, у
монголоязычных народов они были еще в XIII в.
ОРГОЙ – шаманский плащ.
САСАЛИ – окропление, обрызгивание молочными продуктами или водкой, разновидность
обряда жертвоприношения.
СЭРГЭ – столб для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это
моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека
– в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, «ибо
пока стоит сэргэ – жива семья». Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не
придет в негодность. Сэргэ символизировало древо жизни, мировое дерево,
объединяющее три мира. На столб наносились три кольцевые канавки. Верхняя
предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя – для
лошадей обычных земных людей, нижняя – для лошадей представителей подземного
мира. Сэргэ встречаются на бариса, вблизи дорог и у юрт.
ТАРАСУН – молочный алкогольный продукт с крепостью 15–20°. Готовится из
простокваши с добавлением закваски при сильном брожении. Для выгонки тарасуна к
забродившей смеси добавляют молоко и разогревают в деревянной бочке. Имеет
резкий специфический запах.
ТАЙЛАГАН – молебствия, бывают двух видов: общественные (всем улусом) или
родовые. Молебствия проводятся в священных местах для испрошения у духов
хорошего урожая, умножения скота, удаления бед и несчастий и т.д.
ТОЙБОР – шаманская колотушка для бубна из дерева.
ТЭНГРИИ – высшие божества, обитающие на небе. Божество-Создатель (Хухэ Мунхэ
Тэнгэр) — Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри) – духовное начало. Это
реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее Небо считалось мужским
началом, дарующим жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгрии, высшие божества,
олицетворяют различные природные явления. По древним представлениям шаманистов,
на небе обитают 55 западных, добрых тэнгриев и 44 восточных, злых.
УТХА – шаманский корень происхождения.
ХААТЫ – высшие после тэнгриев духи. Считаются сыновьями и внуками тэнгриев,
покровителями ремесел.
ХАДАК – широкий атласный шелковый шарф, который по традиции центральноазиатских
народов преподносится почетному гостю или эжину и духам предков в качестве
символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров.
ХУРДЭ – молитвенный круглый или восьмигранный цилиндр красного цвета,
поставленный на металлической оси вертикально. К нижнему концу оси приделываются
рукоятки для вращения. На наружной части цилиндра наносятся надписи молитв для
незнающих эти молитвы наизусть. Буддисты веруют, что каждое круговращение хурдэ
равняется прочтению всех тех молитв и всех тех мантр, которые в него вложены.
ЦАМ – ритуальный танец в костюмах с масками страшных духов. По традиции
исполнялся в конце последнего месяца года. Символизирует изгнание злых сил
уходящего года.
ЭЖИНЫ – владыки, духи почитаемых сил и явлений природы, хозяева местности, гор,
долин, хребтов, скал, рек и озер. Также – духи огня, болезни, ремесел. Наиболее
часто термин употребляется для обозначения хозяина, владыки местности.
|