туризм и отдых на озере Байкал
Байкал
Материалы о Байкале (флора, фауна, населенные пункты, парки и заповедники, туризм и мн. др.).
Гидрология Байкала
Реки Байкала
Флора Байкала
Фауна Байкала
Иркутская область
Республика Бурятия
Населенные пункты
Национальные парки и заповедники
Туризм и отдых
История и легенды
Гринпис на Байкале
Достопримечательности

Неошаманы Прибайкалья в XXI веке

Неошаманы Прибайкалья в XXI векеНесмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное забвение шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов природы, местному населению Приольхонья удалось сохранить не только знания о шаманских обрядах, но и веру в духов. Сложившееся в литературе мнение об упадке сибирского шаманизма не совсем совпадает с действительностью. На берегах Байкала сохранились потомственные шаманы, имеющие шаманский корень – утха в пятом и даже девятом колене. Из поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря на все запреты, передавали из уст в уста родословные предания и легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населения природными средствами и травами, умение входить в шаманское состояние - «впустить онго» и способность видеть и общаться с духами. Точно так же, как и тысячу лет назад, сегодня они обращаются с призывом к духам: безошибочно произнося дурдалгу (шаманскую молитву) и выполняя традиционную последовательность действий обряда. Большинство современных бурятских семей так или иначе соприкасаются с шаманами, знают их имена и адреса, приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и просят шамана вернуть ее, если в процессе жизни ее теряют. Без души, говорит шаман, человек может прожить не больше трех лет.

Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости, поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о древних обычаях, в определенное время приносит жертвенные подношения духам предков и духам местности. Сегодня шаман — прежде всего хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего народа, знаток обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов. Состояние онго, хотя и не сопровождает многие обряды, знакомо практикующим шаманам по личному опыту.

Характерной чертой современного шаманизма Прибайкалья является его открытость для всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими знаниями и демонстрируют при зрителях шаманские обряды. Яркий пример этому – деятельность ольхонского шамана В. Хагдаева.

Валентин Владимирович Хагдаев (пос. Еланцы, Ольхонского района, Иркутской области) наследственный практикующий ольхонский шаман в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай (родовой улус Тонта), в 2000 г. прошел пятое посвящение хэсэтэ боо («получивший бубен»). Во время посвящения неожиданно пошел слепой дождь, что расценено стариками как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный шаман, имеет лишнюю кость: тэнгерийн тэмдэг («божественная отметина») - от рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам Верховного шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: «С такой отметиной шаманы рождаются один раз в век, и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной костью, как у Валентина». Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. Опубликовал монографию «Шаманизм и мировые религии», которая в настоящее время им дорабатывается до диссертации на кандидатскую степень. В 2003 г. был приглашен на научный конгресс в г. Базель в Швейцарии. В рамках культурного обмена между коренными народами России и США летом 2003 г. побывал в девяти американских штатах. Встречался с представителями племен и народностей: навахо, апачи, пуэбло, копи, чероки, могикане и др.

Он знает наизусть многие еще неопубликованные легенды, мифы своего народа и легендарные предания о Бухе-Нойоне, о Хакшха-бухэ, о Бальжан-Хатане, об Абай-Гэсэр-богдо-хане, родовые предания, подробно может рассказать о своей родной земле, практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи.

Каждое лето специально для встречи и бесед с ним приезжают студенты и ученые, приезжали студенты и преподаватели Института востоковедения  г. Санкт-Петербурга, студенты и преподаватели МГУ им. Ломоносова, писатели и художники из Казахстана, ученые из г. Новосибирска. В течение года он проводит традиционные обряды и ритуалы, как общественно-родовые, так и частные по согласованию с жителями района и по их просьбе-приглашению.

Благодаря таким образованным людям, как ольхонский шаман Валентин, теперь не надо ссылаться на авторитетных европейских исследователей шаманизма, а можно получить информацию о мире духов из первых рук, изнутри самого шаманизма. И надо заметить, что подобная информация, ставшая доступной в последние годы от практикующих шаманов, часто не совпадает с распространенными стереотипами о шаманизме: «духовном каноэ», «путешествии в мир духов через дупло или отверстие в земле», «наличии добрых духов-помощников» и т.д.

Ни у одного из практикующих шаманов не сохранилось старинных шаманских принадлежностей, столь важных в обрядовых действиях. Однажды мне довелось присутствовать на редком обряде призывания духа Байкала. Наблюдать столь редкое обрядовое действие мне приходилось впервые. Использование для обряда подлинных вещей, принадлежащих разным шаманам, было сопряжено с риском соприкоснуться с действенностью древних шаманских заклятий. Бурятский шаман Валентин Хагдаев, с которым мы собирались провести обряд призывания могучего духа Байкала – Абай-Хатана, обладал необходимыми для этого знаниями и, самое главное, наследственностью – утха, т. е. имел предка-шамана, а также отличительный знак на теле от рождения в виде раздвоенного большого пальца на правой руке – той, которой он совершал возлияния. По существующей иерархии он имел право на использование в обрядах собственного бубна. Прежде всего, Валентин сделал едва заметный поклон Байкалу и стал спрашивать позволения у духов местности на проведение обряда именно в этом месте – на высоком берегу мыса, откуда хорошо просматривалось по-осеннему неприветливое и штормовое с живым пенно-белым узором озеро. Любой обряд вступления шамана в контакт с духами начинается с обращения к огню, призывания племенных духов, духов-эжинов ближайшей местности, затем более могучих. Ритуал произнесения священных имен в строго определенной последовательности был выполнен, когда к нам неожиданно из леса выбежала собака. В обычной жизни это повседневный факт, но для шамана, имеющего свое понимание мира, было важно любое незначительное событие, все это имело непосредственное к проводимому обряду таинственное значение и величайший смысл – как поведет себя собака (это душа шамана в образе собаки): возьмет ли она угощение, как быстро загорится костер (благосклонны ли духи огня), как будет дуть и изменяться ветер (услышали ли эжины призыв шамана).

Пламя костра жадно требовало все новых жертвоприношений. Перед тем как надеть костюм на себя, Валентин, читая заклинание, по несколько раз проносил для очищения над пламенем каждую вещь, непрерывно переворачивая ее с двух сторон. Особо важные для ритуала магические вещи очищались в дыме большого количества истолченного чабреца, почитаемого бурятами за его благовоние священной травой. Всех дольше продолжалась работа по очищению с бубном. Этот бубен был выбран из нескольких. Он отличался от других своим живым звуком и хранился вертикально. У него сразу нашлось едва видимое отверстие на натянутой коже для путешествия души шамана в верхние и нижние миры.

Солнце садилось. Валентин, полностью облаченный в шаманский костюм, с бубном возле костра, словно сошедший со старинной гравюры, выполнял понятные одному ему древние обрядовые действия. После нескольких очистительных круговращений рукой над пламенем костра, внезапно выпрямившись, он сделал широкое жертвенное движение рукой, брызгая по традиции перед началом обряда молоком, символизирующим чистоту помыслов и мыслей, сначала к небу, а потом на четыре стороны света для угощения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.

Удары в бубен оказывали завораживающее действие. В них не было монотонности – непрерывно менялась частота, продолжительность и сила звука. Одновременно, кружась вокруг костра и разговаривая с духами огня, то наклоняясь к пламени и приближая к нему бубен, то удаляясь, шаман, закрыв глаза, начинает с помощью древних практик одному ему ведомое путешествие в запредельность повседневного человеческого опыта. Металлические подвески костюма в такт движений поют свою шаманскую песню. Движения шамана все ускоряются и ускоряются, бубен ходит ходуном звук к земле – бубен у ног, послание к небу – бубен над головой. Круговые движениям настолько частые и его шаги настолько широкие, что я начинаю опасаться края обрыва, к которому он приближается в причудливом танце, но нельзя останавливать приближение транса, благодаря которому шаман может действовать как маг или «видящий».

Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, ольхонский шаман В. Хагдаев рассказывает: «И следует усвоить, что там, в духовном мире, куда важней богатства и власти то, какой ты был человек – плохой или хороший, злой или добрый, и сотни подобных вопросов-ответов задают и отвечают за тебя. Ведь в тот мир не потащишь ни власть, ни деньги, они имеют силу только в этом земном материальном мире. Там исчезают пространственно-временные ощущения – различия, там мир бесформенный или многоформенный, это зависит от бедности или богатства сознания и воображения. Там действительно невообразимо легко, блаженно, и невозможно полностью передать словами все те ощущения, которые испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось испытать мне во время моего первого шаманского путешествия, когда мне с большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжелый мир, в свое тело».

Трудно отделить правду от вымысла. Доказать или опровергнуть существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана в другой мир или отнести все это к построениям его ума сегодня, несмотря на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о существовании души у человека остается открытым. И хотя эта тема выходит за рамки настоящей публикации, основываясь на конкретных живых свидетельствах практикующих шаманов, ниже несколько слов с предостережением от моды на «шаманские практики» и насильственные попытки вхождения в измененное состояние сознания. То, что написано у Карлоса Кастанеды, Майкла Харнера и Мирча Элиаде подтолкнуло тысячи европейцев к экспериментам со своим сознанием. Случаи вхождения в «шаманское состояние», распространенные по миру авторитетными антропологами, стали хрестоматийным и повторяются в большинстве публикаций о шаманизме. Убеждение в возможности повторения идентичного мистического опыта, уже известного из классических описаний шаманизма как шаманское путешествие, толкает людей к неоправданному риску с экспериментами над своей психикой. Однако стереотипы о добрых духах-помощниках и об ощущении безмерной радости в измененном состоянии сознания могут и не совпадать с субъективными испытанными ощущениями. Реальность опыта некоторых шаманских путешествий свидетельствует о полном безразличии другой реальности к человеку и даже ее враждебности к вторжению на её территорию. Чуждые сущности не желают контактировать даже с эфирным телом шамана.

За пределами объяснимого мира находится область, характеризуемая безвременьем, слитностью прошлого и будущего, отсутствием привычных форм и следствий. В сверхъестественном мире становится возможным прямое восприятие сгустков эмоций и чувств, существующих без форм, ощущаемых напрямую без соответствующих зрительных образов и переживаний – сразу: это – страх, это – счастье. Это – Истина. Ощущение глубокого одиночества в пугающем чужом мире без знакомых образов и представлений, встреча со своим страхом, самим собой, который в этом – другом мире, без формы и лица, тождественен «Я». Душа распадается и представляется одновременно тремя и даже семью, такой опыт просто может не выдержать неподготовленный разум. Нельзя вернуться в тело и проснуться, несмотря на осознанное желание выйти из необычного состояния. И тогда одна из душ может заблудиться в чужом мире, надолго остаться в пограничном состоянии: с нарушением сна и «голосами» в реальной жизни. И все это ярче и более настоящее, чем в реальной жизни.

Характерной особенностью неошаманизма Прибайкалья конца ХХ и начала ХХI века стали публичная демонстрация шаманских театрализованных обрядов без впускания в себя духа-онго и проведение новых по своему содержанию обрядов, выполняемых шаманом за денежное вознаграждение. Кроме традиционных обрядов по улучшению здоровья и возврата души в тело все чаще люди просят шамана провести обряд для улучшения своего благосостояния, чтобы шла хорошо торговля или бизнес; для карьерного роста, изменения внешности в лучшую сторону, приворота любимого и т.д. Причем с такими просьбами стали обращаться не только местные жители, но и люди из европейских городов России и из-за рубежа. Складывается впечатление, что чем дальше находятся от шамана люди, тем более могущественными возможностями наделяют его. На протяжении нескольких поколений современное общество придерживается системы мышления без использования магии и колдовства и отказывается от веры в древних духов. Многие люди просто забыли, что к черным формам магии относится использование духовной силы ради материальной выгоды. Опасность заключается в том, что к волшебству очень легко пристраститься. Зачем от каких-либо временных неудач бросаться в крайности и пытаться магическими средствами менять свою карму, бежать от жизни в Тибет, шаманизм, измененные состояния сознания, в иную систему познания и иной способ восприятия?

Однако тяга человека ко всему таинственному и неизведанному привлекает на берега Байкала все больше желающих лично встретиться с практикующим шаманом. По словам В. Хагдаева: «Трудно сейчас отличить, кто настоящий шаман, а кто псевдошаман, целью которого является только извлечение как можно большей прибыли и который стучит себя в грудь больше всех, доказывая, что он великий шаман, забывая о том, что древние шаманы отличались, прежде всего, скромностью и мудростью, любовью и состраданием к своим ближним».

В Бурятии уже появились неошаманы, присвоившие себе высшие 9-е ступени посвящения заарин, т.е. шаман, который может левитировать выше крон деревьев, свободно перемещаться между мирами. Большинство наследственных шаманов западного берега Байкала имеют 1–5-е ступени посвящения. Кто из них настоящий, а кто псевдошаман покажет время.

Шаманы Прибайкалья и Забайкалья объединены в ассоциации и шаманские конфессии. В Республике Бурятии в 1997 г. зарегистрирована шаманская конфессия «Боо мургэл», объединяющая в настоящее время в своих рядах 45 шаманов, которые имеют узаконенное государством право заниматься культовой деятельностью в Байкальском регионе. Объединение шаманов Усть-Ордынского автономногоокруга Иркутской области «Сахилган» возглавляет шаман Виталий Борисович Павлов. Оно объединяет около 10 шаманов. В Ольхонском районе живут еще 4 шамана, которые не входят в вышеперечисленные шаманские конфессии. Патриарх ольхонских шаманов, многоуважаемый Орлооб Орбодоевич Орбодоев считал ольхонских шаманов наиболее сильными из существующих, сохранившими наиболее правильно шаманскую науку.

Шаманов в местности, известной сейчас под названием Ольхонский район, по данным подворных списков за 1884 г., составляло 13 шаманов. В 1962 г. этнограф-фольклорист С.П. Балдаев записал имена девяти шаманов, живших в Приольхонье. В 2001 г. официально практикующих шаманов на этой территории осталось только четверо и много старцев, исполняющих те или иные обряды.

Современный шаман Прибайкалья сегодня образован, знаком с буддизмом и современными научными теориями. Как уживаются в нем эти две веры: шаманизм и буддизм – с современной наукой? На самом деле все очень просто, шаман говорит, что человек хочет быть защищен в жизни от несчастных случаев и проблем. Он хочет здоровья и счастья любым способом. Через защитные мантры лам и через оберегающие заклинания шаманов человек приносит тем и другим богам жертвенные подношения. Иногда ламы отсылают мирянина к шаманам или наоборот, все зависит от сложности проблемы. В целом человек ищет любой возможной помощи, будь то помощь буддийского божества, современного врача с ученой степенью или шаманского духа-тэнгрия. Он может сегодня после посещения врача позвать домой шамана, чтобы сделать обряд, а завтра поехать в дацан к ламе совершить аналогичный обряд по буддийскому канону. В своей практике шаманы используют «Атлас тибетской медицины», а при гриппе рекомендуют обратиться к врачам. Иногда современная медицина оказывается бессильной помочь больному обычными способами, тогда человек обращается к шаману, знахарю, ламе – альтернативному способу достижения здоровья и благополучия. Эффективность древних шаманских обрядов подтверждается вековой и тысячелетней практикой и, случается, помогает отдельным больным людям. Пациенты действительно иногда поправляются. Однако трудно установить, действительно ли прекращение болезни было результатом шаманской терапии или человек поправился самостоятельно.

Шаманизм бурят – вера, рожденная этим народом в этой местности, на этой земле и сохранившаяся в течение тысячелетий, хотя ей предрекали гибель и исчезновение еще в прошлом веке. Ее никогда не признавала официальная власть, так как считалось, что у шаманизма нет стройной канонической литературы. Экстаз шамана официальная наука относила к болезни и расстройству психики. Но время показало, что на самом деле шаманизм жив и его древние практики открывают путь к сверхчувственному восприятию. Экстаз шамана, или по-современному «измененное состояние сознания», стал признанным инструментом для практик, благодаря которым человек может действовать как маг или «видящий». Нет смысла думать о том, кто такие духи на самом деле и почему шаманизм действует. Без личного опыта вхождения в измененное состояние сознания невозможно словами передать суть этих знаний «нечеловеческого происхождения и характера». Антрополог К. Кастанеда невыразимое в словесной форме знание образно назвал «безмолвным знанием». Шаманизм находится по ту сторону повседневного человеческого опыта и зачастую оперирует закономерностями, многие из которых выше современного понимания. «Сила древних заклятий и практик жива и действенна» – так говорят практикующие шаманы и маги.
Путешествия, туризм, отдых
Большое количество информации по туризму и отдыху в Байкальском регионе.
Байкал
Реклама
кондитерская Славишна
фирменные торты на заказ
(кондитерская Славишна - заказать торт на день торжества)
Перед путешествием
 
Вокруг Байкала
Автомобильный маршрут на Малое море
Водные путешествия
Северный Байкал
Путешествие на автомобиле
Вертолетные экскурсии
Охота и рыбалка
Спортивные туры
Опасность
Буряты на Байкале
Шаманизм
Иркутск
Иркутская область
Сибирские обычаи и кухня
Курортные местности
Санатории и дома отдыха