туризм и отдых на озере Байкал
Байкал
Материалы о Байкале (флора, фауна, населенные пункты, парки и заповедники, туризм и мн. др.).
Гидрология Байкала
Реки Байкала
Флора Байкала
Фауна Байкала
Иркутская область
Республика Бурятия
Населенные пункты
Национальные парки и заповедники
Туризм и отдых
История и легенды
Гринпис на Байкале
Достопримечательности

История еврейской общины

История еврейской общиныУ истоков общины были собиравшиеся с 30-х гг. XIX в. так называемые "солдатские миньяны"* из николаевских солдат и кантонистов, составлявших некоторое время большинство в еврейском населении города. Основателем общины с 1859 г. был купец Я.С. Домбровский. Он же нелегально начал обучение детей в школе «Талмуд Тора» (изучение Торы). Благотворительность в пользу неимущих (цдака) - одна из 10 заповедей Торы. Препятствовали внутренние конфликты (до 1895 г.), вызванные быстрым социальным расслоением. Общинников временно объединило новое здание синагоги, построенное к 1881 г. общими усилиями. Однако, в условиях, когда с 1890 г. самодержавие перешло к установлению черты оседлости в Сибири, массовым выселениям и погромам (в октябре 1905 г.), произошла консолидация общинников вокруг новых лидеров-альтруистов во главе с врачом Г.Л. Юдалевичем. Борьба, протекавшая до февраля 1917 г. за легализацию и развитие благотворительной и просветительной деятельности, привела к формированию сети благотворительных учреждений (богадельни, Общество помощи ссыльным евреям и др.) и просветительных учреждений (училища, общества, библиотека при синагоге), финансировавшихся Благотворительным обществом (из 210 чел.).
В конце XIX в. раввином синагоги был И. Машевицкий, до 1918 г. - Н.С. Олевский. В течение 15 лет единогласно избирался казенным раввином С.Х. Бейлин, ученый - фольклорист. Он вел активную переписку с Калифорнией, Иерусалимом, Нью-Йорком и Харбином. Нормы иудаизма требовали реорганизовать общину как демократическую самоуправляющуюся единицу. В период войны сделать это не удалось.
До 1921-34 гг. община сохранила в основном старые традиции. Социальную основу ее составляли ремесленники, мелкие и средние торговцы. Иркутская синагога была, как и прежде, ее духовным центром. При синагоге было еврейское училище, хор из 15 мальчиков, в училище принимали преимущественно детей бедноты. На благотворительные взносы существовала богадельня на 30 чел.. Соблюдалась традиция приглашения каждого из живших в ней стариков на праздники в какую-либо семью и угощения хорошим обедом. С ликвидацией НЭПа многие мелкие и средние торговцы были разорены. Финансовая база общины, а с ней и традиции благотворительности была подорваны и община фактически перестала существовать. К концу 1933 г. здание синагоги по решению властей было передано Иркутскому горсовету. Под синагогу было предоставлено неприспособленное помещение. По данным местного НКВД в 1934 г. в религиозной общине состояли около 100 чел. В 1939 г. и эта синагога была закрыта.
Вновь синагога была открыта в 1945 г. по ходатайству верующих. Обязанности раввина исполнял Л.Х. Резник. В обычные дни в ней собирались по 25-30 чел, в праздники 300-350, в Йом-Кипур до 500 чел. В 1958 г. она была закрыта. Вновь она была открыта в 70-е гг. В 1981 г., к 100-летию иркутской синагоги, закончилась реконструкция здания под руководством М.М. Когана и С.Б. Левинсона, возглавлявших тогда иркутскую еврейскую общину. Жизнь синагоги определялась активностью нескольких десятков старых людей, проводивших единственно возможную в тех условиях работу главным образом по содержанию еврейских кладбищ, выпечке мацы. Подавляющее большинство евреев избегали посещать синагогу. Каких-либо иных форм общинной деятельности среди иркутских евреев в период 30-х - конец 80-х гг. не было, и быть не могло.
В 1992 г. в Иркутске был воссоздана еврейская религиозная община под руководством Д.И. Файлаева. От имени Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР) Главный Раввин России А.С. Шаевич 30 июля 1998 г. назначил раввином иркутской еврейской религиозной общины Д.А. Дорохова. Задачи возрождения еврейских традиций решают программы - Колель, Шабат**, изучение Торы. Среди возвращавшихся к истокам - религии отцов было немало молодежи. В связи с эмиграцией в Израиль состав общины постоянно меняется. На смену приходят другие.
В 1999 г. был создан Иркутский областной общинный «Еврейский культурный центр». Им руководит О.М. Сосна.
Через интерес к культуре часть людей приходит к религии.

* Миньян (ивр.) «количество» - кворум из десяти совершеннолетних мужчин не моложе 13 лет, необходимый для коллективной молитвы).
** Шабат (ивр.) - отдохновение, суббота; самый праздничный день в жизни евреев, память о сотворении мира, исходе из Египта, символ единения Всевышнего и народа Израиля. Соблюдение Шабата - одна из 10 заповедей.
Путешествия, туризм, отдых
Большое количество информации по туризму и отдыху в Байкальском регионе.
Байкал
Перед путешествием
 
Вокруг Байкала
Автомобильный маршрут на Малое море
Водные путешествия
Северный Байкал
Путешествие на автомобиле
Вертолетные экскурсии
Охота и рыбалка
Спортивные туры
Опасность
Буряты на Байкале
Шаманизм
Иркутск
Иркутская область
Сибирские обычаи и кухня
Курортные местности
Санатории и дома отдыха