У истоков общины были
собиравшиеся с 30-х гг. XIX
в. так называемые
"солдатские миньяны"* из
николаевских солдат и
кантонистов, составлявших
некоторое время большинство
в еврейском населении
города. Основателем общины с
1859 г. был купец Я.С.
Домбровский. Он же
нелегально начал обучение
детей в школе «Талмуд Тора»
(изучение Торы).
Благотворительность в пользу
неимущих (цдака) - одна из
10 заповедей Торы.
Препятствовали внутренние
конфликты (до 1895 г.),
вызванные быстрым социальным
расслоением. Общинников
временно объединило новое
здание синагоги, построенное
к 1881 г. общими усилиями.
Однако, в условиях, когда с
1890 г. самодержавие перешло
к установлению черты
оседлости в Сибири, массовым
выселениям и погромам (в
октябре 1905 г.), произошла
консолидация общинников
вокруг новых
лидеров-альтруистов во главе
с врачом Г.Л. Юдалевичем.
Борьба, протекавшая до
февраля 1917 г. за
легализацию и развитие
благотворительной и
просветительной
деятельности, привела к
формированию сети
благотворительных учреждений
(богадельни, Общество помощи
ссыльным евреям и др.) и
просветительных учреждений
(училища, общества,
библиотека при синагоге),
финансировавшихся
Благотворительным обществом
(из 210 чел.).
В конце XIX в. раввином
синагоги был И. Машевицкий,
до 1918 г. - Н.С. Олевский.
В течение 15 лет единогласно
избирался казенным раввином
С.Х. Бейлин, ученый -
фольклорист. Он вел активную
переписку с Калифорнией,
Иерусалимом, Нью-Йорком и
Харбином. Нормы иудаизма
требовали реорганизовать
общину как демократическую
самоуправляющуюся единицу. В
период войны сделать это не
удалось.
До 1921-34 гг. община
сохранила в основном старые
традиции. Социальную основу
ее составляли ремесленники,
мелкие и средние торговцы.
Иркутская синагога была, как
и прежде, ее духовным
центром. При синагоге было
еврейское училище, хор из 15
мальчиков, в училище
принимали преимущественно
детей бедноты. На
благотворительные взносы
существовала богадельня на
30 чел.. Соблюдалась
традиция приглашения каждого
из живших в ней стариков на
праздники в какую-либо семью
и угощения хорошим обедом. С
ликвидацией НЭПа многие
мелкие и средние торговцы
были разорены. Финансовая
база общины, а с ней и
традиции благотворительности
была подорваны и община
фактически перестала
существовать. К концу 1933
г. здание синагоги по
решению властей было
передано Иркутскому
горсовету. Под синагогу было
предоставлено
неприспособленное помещение.
По данным местного НКВД в
1934 г. в религиозной общине
состояли около 100 чел. В
1939 г. и эта синагога была
закрыта.
Вновь синагога была открыта
в 1945 г. по ходатайству
верующих. Обязанности
раввина исполнял Л.Х.
Резник. В обычные дни в ней
собирались по 25-30 чел, в
праздники 300-350, в
Йом-Кипур до 500 чел. В 1958
г. она была закрыта. Вновь
она была открыта в 70-е гг.
В 1981 г., к 100-летию
иркутской синагоги,
закончилась реконструкция
здания под руководством М.М.
Когана и С.Б. Левинсона,
возглавлявших тогда
иркутскую еврейскую общину.
Жизнь синагоги определялась
активностью нескольких
десятков старых людей,
проводивших единственно
возможную в тех условиях
работу главным образом по
содержанию еврейских
кладбищ, выпечке мацы.
Подавляющее большинство
евреев избегали посещать
синагогу. Каких-либо иных
форм общинной деятельности
среди иркутских евреев в
период 30-х - конец 80-х гг.
не было, и быть не могло.
В 1992 г. в Иркутске был
воссоздана еврейская
религиозная община под
руководством Д.И. Файлаева.
От имени Конгресса еврейских
религиозных организаций и
объединений (КЕРООР) Главный
Раввин России А.С. Шаевич 30
июля 1998 г. назначил
раввином иркутской еврейской
религиозной общины Д.А.
Дорохова. Задачи возрождения
еврейских традиций решают
программы - Колель, Шабат**,
изучение Торы. Среди
возвращавшихся к истокам -
религии отцов было немало
молодежи. В связи с
эмиграцией в Израиль состав
общины постоянно меняется.
На смену приходят другие.
В 1999 г. был создан
Иркутский областной общинный
«Еврейский культурный
центр». Им руководит О.М.
Сосна.
Через интерес к культуре
часть людей приходит к
религии.
* Миньян (ивр.) «количество»
- кворум из десяти
совершеннолетних мужчин не
моложе 13 лет, необходимый
для коллективной молитвы).
** Шабат (ивр.) -
отдохновение, суббота; самый
праздничный день в жизни
евреев, память о сотворении
мира, исходе из Египта,
символ единения Всевышнего и
народа Израиля. Соблюдение
Шабата - одна из 10
заповедей.