"Несокрушимый памятник 19
века". С одной стороны -
скалистые утесы, с другой,
почти вплотную, воды
Байкала. Образец
гармоничного взаимодействия
человека и природы: мост,
каменная арка, тоннель -
кажется вечно были здесь, а
не построены руками
человека.
Современный маршрут
Кругобайкальской железной
дороги сформировался в конце
50-х годов, после
строительства Иркутской ГЭС
в 1956 г. и затопления
участка, проходящего вдоль
Ангары, от Иркутска до
Байкала. Несколько ранее, в
1947-49 гг. была построена
более короткая перевальная
дорога Иркутск - Большой Луг
- Слюдянка и после
завершения строительства на
нее был переведен основной
ход Транссиба.
89-км ветка Слюдянка-2 -
Култук - Маритуй - Байкал
стала после этого тупиковой,
и именно она сегодня
понимается под
Кругобайкальской дорогой.
Основным ходом Транссиба
сейчас также является
171-километровый участок от
Мысовой до Слюдянки-2,
который ранее строился как
часть Кругобайкальской
дороги.
Отсчет километров на
историческом отрезке
Кругобайкалки ведется от
Иркутска (столбы были
переставлены после
строительства перевальной
ветки).
Местное время - Иркутское, +
5 часов от московского, + 8
часов от Гринвича.
В настоящее время на дороге
находится 3 станции (Култук,
Маритуй и Байкал) и 2
разъезда (137 км и Уланово).
Дорога однопутная, второй
путь (ближний к скалам)
демонтирован.
Количество населенных
пунктов вдоль дороги - 12 (Култук,
154 км, Ангасольская,
Шарыжалгай, 134 км, Баклань,
Маритуй, Половинная,
Пономаревка, Ивановка,
Шумиха, Байкал); турбаз - 5
(134 км "Таежная", 102 км
"Шумиха", 98 км "Хвойная",
80 км "Ретро" и "Серебряный
ключ").
Наиболее значительные водные
преграды на пути - реки
Култучная, Ангасолка,
Большая Крутая Губа,
Шабартуй, Маритуй, Большая
Половинная, Большая
Пономаревка, Ивановка,
Большая Шумиха и Большой
Баранчик.
Самая большая река на пути -
Большая Половинная.
Самый большой населенный
пункт (не на пути
современного Транссиба) -
Байкал. Самый большой
населенный пункт посередине
дороги - Маритуй.
На действующем сейчас пути
Кругобайкальской дороги
находится 38 тоннелей общей
длиной 8988 м, 15 каменных
галерей общей длиной 295 м и
3 железобетонных галереи с
отверстиями. Самый длинный
тоннель - через мыс
Половинный длиной 777,5 м.