БУДДИЗМ. В XVIII–XIX вв. все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под
влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают
достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 г. в Забайкалье прибыли 100
монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала
указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и
утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы,
печатались книги. В 1916 г. в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс.
лам.
Проникновение буддизма в Бурятию способствовало распространению среди народа
тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где
перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды,
обобщающие опыт бурятских эмчи-лам. В медицинских трактатах «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо»
было описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов
минералов и металлов, 150 видов животного сырья.
Распространение ламаизма происходило одновременно с уничтожением исконной
религии бурят – шаманизма. Организовывались гонения на служителей шаманского
культа, разрушались и уничтожались шаманистские культовые вещи и капища.
Наибольший успех сторонникам буддизма принесло включение в ламаистскую систему
бурятских шаманистских культов. Бурятские божества объявлялись тождественными
буддийским божествам. Культ родоплеменных обо был подвергнут ламанизации.
Шаманские эжины получали новые тибетские имена – сабдаки.
После Октябрьской революции в стране началась борьба как против шаманистов, так
и против буддистов. В 1931 г. старомонгольская письменность была заменена
латинской, в 1939 г. - русской. С 1927 по 1938 г. все 47 дацанов и дуганов,
существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938
по 1946 г. не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 км к югу от Улан-Удэ был
построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение
последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только
в 1991 г. к двум действующим добавились еще 10 вновь открывшихся дацанов.
С 1991 г. ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во
время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской, Баргузинской
долинах, в пос. Иволгинске (Иволгинский дацан), Гусиноозерске (Гусиноозерский
дацан), Орлике.
ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН. В 35 км от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный
в 1947 г. Экскурсия в Иволгинский дацан обычно занимает 4 часа и предполагает
посещение действующих храмов во время раннего богослужения, посещение библиотеки
с уникальным собранием буддийской канонической литературы.
На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального
духовного управления буддистов России и его главы Бандидо-хамбо-ламы. Прежде чем
войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при
этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен
многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм
дацана, построен и освящен в 1972 г. Внутри храма центральное положение занимает
наиболее почитаемая и священная статуя Будды в позе, призывающей Землю в
качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда
обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в
борьбе с Марой (Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников).
Ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто не
имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.
На территории дацана находится также малый храм, субурганы – ступы, которые
возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным
деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Основная часть
старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.
Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале
празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета – это праздник
Майдари. На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительное
количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией
становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов, звон
бронзовых колокольчиков – хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб – ухэр-бурэ.
Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую
несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание
и особые надежды на будущее. Считается, что Майтрейя, как преемник, избранный
самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего, после последней битвы
войска Шамбалы с силами тьмы и невежества на земле (иноверцами – «лало»).
О празднике Майдари подробно пишет А. Позднеев: «Из числа торжественных годовых
хуралов, отличающихся особой церемониальностью, у монголов известны главным
образом два: церемония круговращения Майдари и церемония, носящая название «цам».
Обе эти церемонии одинаково совершаются только в главнейших, более обширных и
многолюдных монастырях, но при том церемония круговращения Майдари является
гораздо более распространенной у монголов, чем церемония цама. По рассказам лам,
церемония круговращения Майдари введена в круг буддийских обрядов во время
Цзонхавы. Сам Цзонхава впервые совершил церемонию круговращения Майдари в 1409
г.».
Поклонение будущему правителю мира ежегодно проходит в буддийских монастырях
Монголии и Бурятии, праздники цам в настоящее время в монастырях не проводятся.
Прежде всего заботятся о колеснице с впряженной в нее зеленой лошадью. Каждый
год ее красят и полируют. К дню круговращения телегу украшают кусками
разноцветной шелковой материи. Открывает шествие хамбо-лама. Из храма выносится
статуя Майтрейя (Майдари) и ставится на телегу. Вслед за ними в порядке
старшинства следуют ламы и несут пять томов священных книг учения о Майдари.
Человек шесть лам тянут эту колесницу, а за ними следует высшее монастырское
духовенство. Колесница с процессией выходит из монастырских ворот и обходит
монастырь снаружи по ходу движения солнца. Раньше в ходе этой церемонии
праздничный кортеж останавливался на всех четырех углах храма для проведения
хурала и прочтения молитв. При этом колесница каждый раз поворачивалась к разным
сторонам света. Движение церемонии предписывалось производить медленно «походкою
слона». В настоящее время церемония движется вокруг монастырских стен без
остановок на молитвы достаточно быстрым шагом.
НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ ДАШИ-ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
В буддийском мире раньше было известно только три редчайших случая достижения
нетленного тела – в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во
время трагических событий в Тибете в 1959 г. монастырь Гандэн Сэрдун был
варварски разрушен, и нетленное тело Цзонхавы исчезло. Во Вьетнаме подобное тело
находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции
Далай-ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай –
нетленное тело Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири,
обнаруженное в прекрасном состоянии в Бурятии, для всех верующих подлинное чудо.
Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Тела самых
продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя
у всех прочих смертных разложение тела неизбежно, и от них, в лучшем случае,
остаются только скелеты. В настоящее время нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова
находится в специальном помещении Иволгинского дацана, согласно буддийской
традиции, к нему не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается
фото- и видеосъемка. Но нам было разрешено осмотреть эту реликвию. Для всех
верующих появление такого нетленного тела большое благо.
11 сентября 2002 г. в Иволгинском дацане в Бурятии состоялось вскрытие саркофага
(бухмана) в местности Хухэ-Зурхэн, согласно завещанию Даши-Доржо Итигэлова
(1852–1927), в котором он говорил своим ученикам: «Вы навестите меня и
посмотрите мое тело через 30 лет». Спустя 75 лет после захоронения тело Великого
ламы сохранилось в прекрасном состоянии, видны все признаки тела: кожный покров,
находятся на месте нос, уши, закрытые глаза. Пальцы рук и локтевые суставы имеют
подвижность, а на височной части головы всех удивляет короткий свежий черный
пушок волос, выросший как будто вчера. Только великие учителя, уходя из жизни,
могут войти в состояние медитации – «самадхи» и очистить свое тело так, что
после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время.
Присутствующие при вскрытии бухмана руководство Буддийской традиционной сангхи
России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела захороненному 75
лет назад Итигэлову. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела,
вопреки времени и необратимости физического распада, Итигэлов узнаваем и сидит
по-прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из
жизни.
Даши-Доржо Итигэлов в 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан. Там он провел
около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. 24 марта 1911
года его выдвинули на пост Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной
Сибири. Грамотой иркутского губернатора от 11 апреля 1911 года его утвердили в
звании Верховного главы всех буддийских дацанов. В 1913 г. Пандито Хамбо-лама
участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия дома Романовых и
в освящении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге.
Ушел из этой жизни Хамбо-лама в 1927 г. как настоящий буддийский практик, читая
молитву перед учениками и медитируя в позе лотоса. В позе лотоса, в которой
Хамбо-лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг в бухмане в
местности Хухэ-Зурхэн.
В 1955 г. группа лам во главе с Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым втайне от
властей вскрыла саркофаг с телом, осмотрев его, убедились в хорошей сохранности
тела и вернули в саркофаг, засыпав бухман крупными кусками природной соли. В те
годы не могло быть и речи о возвращении в дацан тела. Три последних года
буддийские священнослужители уговаривали действующего Хамбо-ламу Доржиева
повторно вскрыть саркофаг. «В уме я все время держал мысль, что нынешнему
поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг
Хамбо-ламы и проверить состояние его тела, – рассказывает лама Бимба Доржиев. –
Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере,
что если сделать нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова объектом почитания
верующих, то это станет большим благом. Но это большая ответственность за
дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела». Центральным духовным
управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета
и создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии, которая
будет выноситься в храм к верующим только один раз в году.
ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН (ТАМЧИНСКИЙ). Тамчинский дацан расположен в 150 км от
Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию, на северо-западном берегу Гусиного
озера. Один из самых старинных сохранившихся дацанов России и третий по счету из
основанных в Бурятии. В 1741 году царицей Елизаветой официально объявлен центром
буддизма в России. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры
XVIII–XIX веков, сохранились до наших дней. Основан в 1741 г., первоначально
большая юрта как резиденция главы буддистов Забайкалья –хамбо-ламы. С 1809 г.
становится центром управления буддийского монашества, при котором с 1861 г.
существовали образовательное религиозно-философское учреждение (цаннат-чойра) и
книгопечатания. В 1750 г. был построен первый деревянный храм, к 1848 г. в
комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В 1858–1870 гг. выстроен главный
3-этажный храм. Ежегодно здесь проводился праздник Цам – грандиозное религиозное
театрализованное представление, на которое съезжались тысячи верующих. С 1809 по
1927 г. Гусиноозерский дацан оставался главным дацаном Бурят-Монголии. Он был
резиденцией официального главы буддистов Восточной Сибири – Пандито хамбо-ламы,
ему были подчинены и все остальные бурятские буддийские монастыри. В 1903 г. в
монастыре насчитывалось около 300 домов. Мирян обслуживали 900 лам, 500 из
которых проживали постоянно в дацане. В 1938 г. монастырь закрыли, большинство
храмов разрушили и разграбили. После закрытия дацана храмовые здания методично
разрушались. С середины 30-х гг. в зданиях бывших храмов размещалась тюрьма для
политических заключенных.
В 1957 г. Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии объявлен
историко-архитектурным памятником, и на его территории начались реставрационные
работы. В октябре 1990 г. два отреставрированных храма вновь были открыты для
верующих. В декабре 1990 г. все отстроенные сооружения в нем были освящены
Далай-ламой ХIV. Тот храм, в котором идет служба, называется Чойра. Второй дуган
– это бывший главный храм Цогчин.
АЛТАН-СЭРГЭ. На территории дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный
археологический памятник - «оленный камень» (Алтан-сэргэ – «золотая коновязь»),
уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, которому, по определению
археологов, 3,5 тыс. лет. «Оленный камень» получил свое название от высеченных
на нем изображений оленей. Первоначально Алтан-сэрг» был установлен на
погребальном комплексе святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и
установлен у портала центрального дацана Цогчин. По легенде, каменная стела,
стоящая у входа в главное здание монастыря, служила коновязью для священных
лошадей небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал (Термен, 1912 г.).
В 1931 г. Алтан-сэргэ с территории комплекса исчез, и только в 1989 г. в
фундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагменты «оленного
камня». Из шести найденных обломков восстановлен первоначальный вид памятника.
Алтан-сэргэ изготовлен из цельного куска камня четырехгранной формы высотой 2,6
метра. На всех четырех гранях-плоскостях размещены высокохудожественные
многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента выбиты летящие в галопе
олени.
ИВОЛГИНСКАЯ СОПКА - БУЯН-ТУГАД («Щедрый павлин») расположена в 2 км от с.
Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее
форму головы. Северо-западный склон сопки пологий, ровный, а юго-западный
скалистый, обрывистый. В хорошую погоду она видна из города Улан-Удэ.
У подножия горы некогда была пещера, которая имела несколько входов. В ней жили
люди. Для защиты они разводили костры и поэтому все входы в пещеру закопчены.
Раньше там было множество наскальных рисунков, изображения зверей и птиц, но со
временем входы оказались завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру
засыпан в результате землетрясения 1959 г.
Рядом с заваленной пещерой находится ниша Гун-Саба, названная так в честь
популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского - русского посла к
китайскому императору, основателя города Кяхты.
Для местных жителей сопка служит священным местом, здесь устраиваются молебны с
обильными угощениями и жертвоприношениями духам.
На вершине горы был субурган, частично отлитый из чугуна на
Петровско-Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная
зула, ее заправляли и зажигали поочередно все жители бывших деревень Магадни,
Боро-Гурбо. В 20-х гг. субурган поразила страшной силы молния и расколола его на
части, которые скатились вниз. Новый субурган построен в 1991 г. по решению
сельского схода на народные средства.
Также можно осмотреть обо, которое находится в 400 м от Кяхтинского тракта на
вершине невысокой (около 20 м) горы и представляет собой каменную насыпь с
воткнутыми в ее стволами деревьев и навешанными лоскутками материи с текстами
буддийских молитв. Рядом с обо находится более древнее культовое место эпохи
бронзы – наскальные рисунки (петроглифы) с остатками жертвенных приношений.
АЦАГАНСКИЙ ДАЦАН. Расположен в 50 км от Улан-Удэ, это один из 15 вновь
открывшихся дацанов. До Октябрьской революции в крае действовали 46 буддийских
храмов, но в 30-х годах 44 из них были разрушены. Ацагат явился последней
резиденцией хамбо Доржиева. Близ минерального источника Хара-Ацагат местные
миряне сохранили бревенчатый дом, принадлежавший Агвану Доржиеву, учителю и
наставнику XIII Далай-ламы. Это село дважды посетил Далай-лама IV.
Продолжительность поездки от Улан-Удэ – 5 часов, время в пути – 1 час. Дорога
асфальтированная, 10 км проселочной дороги.
ЭГИТУЙСКИЙ ДАЦАН. Расположен в 300 км от города Улан-Удэ. Построен в 1826 году и
представлял собой комплекс из четырех дуганов. Сокровищем дацана является статуя
Зандан Жуу – Будда из сандалового дерева. По своей архитектуре Эгитуйский дацан
один из красивейших. Три дугана – медицинский, философский и астрологический –
окружали главный храм. При дацане действовала типография. Одним из почитаемых
праздников был Цам.