В
обиходе сегодня не встретишь национальную одежду, украшенную ожерельями и бусами
из коралла, нефрита, не шлифованного янтаря, малахита или комплектами серебряных
монет. Национальную бурятскую одежду надевают на Сурхарбаан.
Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви – эрмэг
гутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца,
связанные с космосом. Голубая ткань шапки - это небо, отделка из темного меха
внизу символизирует Байкал. Дэгэл – национальный костюм, расшитый золотыми
узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной
выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с
чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или три ряда атрибуты
женских украшений, имеющих специальное назначение для ухода за кожей либо за
ногтями.
ИЗ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ЛЕ ПТИ ФЮТЕ «БАЙКАЛ. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ»:
«В Бурятии в старину почти в каждом улусе жил мастер, будь то чеканщик или
резчик по дереву. При дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы.
Наиболее древним приемом бурятских мастеров была насечка серебром и оловом по
железу. Изделия выполнялись в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни,
золочения, зерни, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями.
Обязательным элементом парадного украшения и мужчин, и женщин были ножи – хутага.
Ножу приписывалась магическая функция оберега от всякого зла. Когда в семье
рождался мальчик, у его изголовья сразу же клали нож. С ножом связывалось
представление о мужском духе – хранителе рода, поэтому его очень ценили,
передавали от отца к сыну. Рукоять и ножны богато украшались серебряными
накладками, нередко инкрустированными каменьями. Изготовлялись ножи с накладками
из тонких серебряных пластин, украшенных изображениями драконов, львов, летучих
мышей, «узла счастья».
К числу старинных предметов относятся и огнива – хэтэ. Они состоят из стального
бруска-кресала и небольшого кожаного футляра для хранения кремня и трута. Для
огнива брали кожу темного цвета, на которой ярко выделялись серебряные накладки.
Наряду с ножом и огнивом непременной деталью мужского одеяния были подвески. Все
украшения богато орнаментированы понятными каждому буряту символами. Отвага,
сила, удача сопутствовали владельцу этих предметов.
Веками вырабатывался порядок, по которому женщина-бурятка носила украшения,
соответствующие тому или иному возрасту. Новорожденной девочке вдевались в уши
коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем
старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после
свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем
скромным.
Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты,
обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко
дополненные янтарем и лазуритом. Кроме того, несколько ниток кораллов свисали по
окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные
связки коралловых нитей. Особое пристрастие бурят к дорогому камню – он поступал
транзитным путем, его покупали у купцов, расплачиваясь скотом, – объясняется
поверьем, что коралл приносит счастье.
Многочисленны женские накосные украшения. У бурятки на концах кос были привязаны
фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко
использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно
вправлялись в серебряное же украшенное насечкой кольцо. Кроме того, судя по
старым фотографиям и сведениям пожилых людей, девушки и молодые женщины носили
на всех пальцах, кроме среднего и большого, кольца и перстни.
К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы – гуу.
В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры
против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам. На круглых
гуу узоры композиционно строятся почти по одной схеме: вписанное в круг
стилизованное изображение дракона, «бесконечного узла счастья», или
драгоценности – чинтамани. Квадратные гуу, как правило, в центре имеют чеканное
изображение знака тибетского письма, а вокруг в ритмическом порядке
располагаются восемь буддийских драгоценностей.
С проникновением ламаизма пышно расцветает культовое искусство. При дацанах
изготавливались скульптурные изображения божеств ламаистского пантеона. Из
металлических скульптур бесспорным шедевром является богиня милосердия «Белая
Тара», хранящаяся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве.