Шаман-скала, одна из девяти
святынь Азии (ранее
именовалась "камень-храм"),
расположенная вблизи пос.
Хужир, стала своего рода
визитной карточкой озера,
одним из самых знаменитых
ключевых образов Байкала:
без ее изображения не
обходится ни один фильм или
фотоальбом о Байкале.
Двухвершинная скала сложена
кристаллическим
известняком-мрамором,
покрытым яркими лишайниками
красного цвета. В ближайшей
к берегу скале есть сквозная
пещера, особо почитаемая
хоринскими и баргузинскими
бурятами. Раньше в пещере
проходили шаманские обряды,
а позже в ней находился
"Алтарь Будды".
Название скалы изменилось,
когда среди бурят стал
распространяться буддизм.
Скалу стали называть
Бурхан-мыс - "Бог", "Будда".
В древних преданиях
рассказывается о 13 северных
нойонах - сыновьях
божественных тэнгриев,
которые спустились с неба
вершить суд над людьми и
выбрали различные места
проживания. Старший и самый
сильный из них Хан
Хутэ-баабай (Хан Гхото
баабай) избрал местом
обитания пещеру на Шаманском
мысе острова Ольхон. По
словам ольхонских стариков,
Хан Хутэ-баабай имеет три
призрачных дворца: один - на
небесах, второй - на земле,
это мыс Бурхан, третий - в
подземном мире. Одна из
легенд гласит: "Хан Хутэ
баабай, сделавшись царем
всех шаманов, избрал
постоянным местом пребывания
остров Ольхон. Он стал
хозяином острова, а также
защитником и покровителем
всей шаманской религии
северного толка". Почитание
его было так велико, что,
даже следуя по особо важным
делам, ни один из местных
жителей не решался
проскакать верхом на коне
мимо мыса с пещерой. Копыта
коней обвязывались сверху
кожей, чтобы не цокали и не
тревожили покой Великого
Духа. Путники спешивались и
проводили коня на поводу.
Священная Шаманская скала со
сквозной пещерой, куда имел
право доступа только шаман,
долгое время оставалась
запретной, проходить сквозь
пещеру никому не
разрешалось. Сквозная пещера
имеет длину около 12 м,
ширину от 3 до 4,5 м, высоту
до 6 м. Здесь совершались
жертвоприношения духам, мыс
был главным местом
паломничества верующих бурят
всего Прибайкалья. Рядом с
ним в священной роще
хоронили шаманов. Как
свидетельствуют старожилы,
раньше можно было увидеть на
скалах вблизи пещеры
изображение шамана с бубном
в руках. До наших дней
сохранились только надписи
на тибетском языке в
небольшой нише.
Запрет для женщин проходить
сквозь пещеру, по одной
версии, связан с убеждением
древних людей, что
присутствие нечистых и
греховных женщин могло
осквернить чистоту
священного места. По другой
версии, этим запретом
оберегали женщин, так как
считалось, что посещение
этой пещеры может осложнить
роды и потомства не будет. В
современной трактовке о
сакральных местах такой
запрет может быть объяснен
тем, что места, где в
течение длительного времени
веруют и поклоняются
приобретают мощную
энергетику, способную
воздействовать на человека.
А это одно из редких мест,
которое не было осквернено
последующими поколениями.
Особенно этот запрет
относится к детям. По
убеждению шаманистов, если
ребенок от рождения
чувствителен и не
подготовлен к встрече с
духами, скопление большой
эмоциональной энергетики в
этом месте и огромное
количество духов
"призрачного дворца" может
вызвать непредсказуемые
последствия. Посещая это
место, надо обязательно
помнить, что заклятие
древних шаманов всегда было
действенным. Не надо
осквернять скалы надписями и
битым стеклом бутылок,
плохими словами и мыслями.